Копия ДОП 3D-мир

Россия
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 370
ул. Машиностроителей,71, г. Екатеринбург, 620039
тел.: 338-04-83, e-mail: mdou370@eduekb.ru; http://370. tvoysadik.ru
ОКПО 79127703, ОГРН 1056604937421, ИНН 6673134785 / КПП 668601001
__________________________________________________________________________________

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ – детского сада № 370
Протокол №__ от «___»_______2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
МБДОУ - детского сада № 370
от «___»___________2022г. №____
___________/ О.А. Хмыльнина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«3D-мир»
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель: Замятина А. А.
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2022

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Целевой раздел программы…………….…………………………………………….
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….
1.1.1. Цели и задачи программы…………………………………………………………..
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы………………………………….
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста…………
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………
2. Содержательный раздел программы………………………………………………..
2.1. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным
областям……………………………………………………………………………………
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
образовательной программы дополнительного образования …...……………………..
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик……………………………………………………………………………………..
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников ………………………………………...
3. Организационный раздел программы…...…………………………………………
3.1. Организация развивающей предметно–пространственной образовательной
среды……………………………………………………………………………………….
3.2. Календарный учебный график………………………………………………………
3.3. Учебный план образовательной деятельности……………………………………..
3.4. Учебно-тематический план Программы……………………………………………
3.5. Оценочные материалы по эффективности программы……………………………
3.6. Материально техническое обеспечение программы……………………………….
3.7. Методические материалы и средства реализации программы…………………….

2

3
3
5
5
6
10
11
11
12
12
13
14
15
15
15
16
16
17
18
19

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«3D-мир»
художественной направленности (далее – Программа) разработана для разновозрастного
детского объединения, ориентирована на детей от 5 до 7 лет.
По форме организации образовательного процесса – очная, предполагает срок освоения 1
год, с сентября по май. По уровню освоения программа общеразвивающая.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (далее – Закон об образовании);
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей (утверждѐн
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) (далее Федеральный приоритетный проект);
- Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации 9.11.2018 г. №196»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодѐжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 – Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
3

- Приказ Министерства образования и молодѐжной политики Свердловской области от
26.06.2019 г.
№70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
- Лицензия и Устав МБДОУ – детского сада № 370, утвержденный Распоряжением
Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 769/46/36 от 04.04.2016 года.
Актуальность и новизна. Актуальность программы обозначена необходимостью
создания благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого
ребѐнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и интересами.
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям
углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует
закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать
особенностями мастерства, приобщает к современной технологии декоративного прикладного
искусства, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все
основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития
детей.
Главной отличительной чертой программы является то, что она основывается на
комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по
конструированию и рисованию с другими традиционными дисциплинами дошкольного
учреждения, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает рисование 3D-ручкой более
интересными и содержательными.
Педагогическая целесообразность. 3D-моделирование — это современный способ
создания пластиковых предметов своими руками – данная технология является молодым
направлением, но уже широко применяется не только в рисовании и декорировании, но и в
проектировании зданий, создании эскизов и даже в медицинской области. Особенно 3Dмоделирование привлекает дошкольников возможность самим создавать изделия из настоящего
пластика, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к
праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям,
друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми
приемов работы с 3D-Ручкой
Работа с 3D-Ручкой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы,
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет
немаловажное влияние на развитие речи детей.
Практическая значимость. Художественный труд является одним из важнейших средств
познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого
обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие,
художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается
определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство
цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение
кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности
обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. А также, позволяет
плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Задания обладают минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения
содержания. Знакомство детей с технологией работы с 3D-Ручкой проходит в увлекательной и
захватывающей форме – в виде игры.
4

Наполняемость группы. Занятия по программе проводятся в группах от 8 до 15 человек.
Категория обучающихся рассчитана на старший и дошкольный возраст (5-7 лет). На момент
формирования групп может учитываться возраст детей для организации занятий в соответствии с
требованиями
к
устройству,
содержанию
и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один года обучения (с
сентября по май). Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут (36 ч. в
год).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, принципы и
подходы, характеристики особенностей ребенка дошкольного возраста, планируемые результаты
освоения Программы.
Содержательный раздел включает: описание образовательной деятельности программы по
пяти направлениям развития детей, методы, средства, формы организации работы, особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы поддержки детской
инициативы в освоении программы, взаимодействие с семьями воспитанников.
Организационный раздел включает: организацию развивающей предметно –
пространственной среды, календарный учебный график, учебный план образовательной
деятельности, учебно–тематический план программы, комплексно – тематический план
программы, оценочные материалы по эффективности занятий, материально-техническое
обеспечение программы, методические материалы программы
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и
итоговой аттестации обучающихся. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные
выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в МБДОУ ежеквартально.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (п. 11 Приказа
Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014) – русский.
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель программы - создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной,
эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать
развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через форму художественной и
прикладной деятельности.
Задачи программы:
1. Изучение технических приемов и способов создания работ при помощи 3D-Ручки.
2. Формирование сенсорных способностей, целенаправленного аналитико- синтетического
восприятия создаваемого предмета, обобщенного представления об однородных предметах и
сходных способах их создания.
3. Создание условий для развития творческой активности детей, а также поэтапное освоение
детьми различных способов создания 3D-моделей, из плоских деталей, при помощи объемного
предмета, с использованием основы
4. Формирование умение оценивать создаваемые предметы.
5. Воспитание у детей интереса к моделированию, конструированию, рисованию
6. Развитие мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Программа сформирована с учетом принципов, составляющих основу ФГОС ДО:
5

 Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства;
 Полноценное проживание ребенком
всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка;
 Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
 Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы (методологические):
 Деятельностный подход – центральной категорией данного подхода является категория
деятельности, которая предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его
действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения
своих потребностей;
 Личностный подход предполагает формирование его личностных качеств как приоритетного
направления развития, а также утверждение в образовательный процесс субъект-субъектных
(партнерских) отношений между педагогами и детьми;
 Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную,
эмоциональную и практическую сферы личности ребенка
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Национально - культурные характеристики
Свердловская область сохраняет за собой статус крупнейшего по численности населения
региона (5-е место среди регионов России). Это высоко урбанизированный регион, доля
городского населения составляет 84,1 процента. На протяжении многих веков Урал оставался
перекрѐстком путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во
многом предопределило полиэтнический состав населения и многообразную и сложную
этническую историю.
Урал рубежа XX-XXI веков - уникальный этнический и социокультурный регион, в
котором проживают представители более 100 национальностей (русские, татары, башкиры,
марийцы, удмурты, чуваши, мордва, украинцы, немцы, азербайджанцы, белорусы, армяне,
таджики, узбеки, киргизы, казахи, и другие народы.).
Екатеринбург - развивающийся многонациональный город с особой историей и
традициями. В Екатеринбурге функционируют несколько десятков библиотек. Наиболее
крупные библиотечные организации - Свердловская областная универсальная научная
библиотека им. В. Г. Белинского - крупнейшая публичная библиотека в Свердловской области, и
Муниципальное объединение библиотек, включающее в себя 41 библиотеку по всему городу, в
том числе Центральную городскую библиотеку им. А. И. Герцена. В городе действует около 50
различных музеев. С 1943 года в городе функционирует Свердловская киностудия, где
снимаются не только документальные, но и художественные фильмы. Помимо этого, в городе
есть зоопарк и цирк. 18 июня 2011 года в Екатеринбурге стартовал проект «Красная Линия». Это
линия красного цвета, нанесенная на пешеходную часть дорог. На данный момент соединяет 34
памятных места.
Содержание дополнительного дошкольного образования в МБДОУ включает в себя
вопросы истории и культуры родного города, региона, природного, социального и рукотворного
мира, который с детства окружает маленького ребенка.
Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных
традиций семей воспитанников МБДОУ.
6

Климатические характеристики
Природно-климатические условия Среднего Урала сложны и многообразны.
Образовательный процесс осуществляется в условиях умеренно континентального климата с
достаточным увлажнением, характерной резкой изменчивостью погодных условий, хорошо
выраженными сезонами года.
Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается ознакомление
детей с природно-климатическими условиями и особенностями Свердловской области,
воспитание любви к родной природе.
Дополнительное образование у детей дошкольного возраста организовано в соответствии
с требованиями СанПиН.
Территориальные характеристики
МБДОУ - детский сад № 370 находится в микрорайоне Уралмаш, расположенного в
северной части города и относится к Орджоникидзевскому административному району города
Екатеринбурга. В районе находятся такие крупные предприятия как - УЗТМ, УЭТМ, ТМЗ, ЗИК,
и т.д.
В непосредственной близости от МБДОУ расположен парк Победы, представляющий
интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.
Социально – демографические характеристики
Социально – демографические характеристики определились в ходе статистических и
социально-педагогических исследований в дошкольном образовательном учреждении:
 образование родителей (законных представителей) (высшее образование, незаконченное
высшее, средне – специальное, среднее образование);
 состав семьи (полная, неполная семья, многодетная семья, приемная семья (опекуны),
малообеспеченная семья, количество детей в семье;
 здоровье воспитанников (общая заболеваемость детей, часто болеющие дети, количество
детей с отклонениями в физическом развитии).
Основными участниками реализации образовательной программы дополнительного
образования являются дети дошкольного возраста, родители (законные представители),
педагоги.
В дошкольном учреждении дополнительное образование организовано для 5 возрастных
групп для детей от 3 до 7 лет. Все группы общеразвивающей направленности.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет:
Важным показателем развития дошкольника 5-6 лет является художественное
конструирование. В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. Расширяется
сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и
совершенствованию графических навыков, точности в выполнении действий. К 5 годам в
процессе работы с бумагой дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их
характер, используя бумагу разного цвета, фактуры. Создавая различные поделки из бумаги,
дети представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой
последовательности. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу, договариваются, распределяют обязанности, отбирают материал для
изготовления поделки.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет:
Данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно
активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и
7

ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и
творческие способности. Дети 6-7 лет очень любят фантазировать, поэтому данная программа
способна удовлетворить фантазии детей, реализовать их желание творить и создавать что-то
новое своими руками. Способствует развитию мелкой моторики, что самым благотворным
образом сказывается на речевом развитии детей.
Ребенок дошкольного возраста стремится познать себя и другого человека как представителя
общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении происходят качественные изменения формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования,
которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребенка
о себе. В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. Повышается избирательность
и устойчивость взаимоотношений с ровесниками.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься
не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым.
Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для
запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
Характеристика педагогических работников как участников образовательных
отношений
Эффективность реализации дополнительных образовательных программ напрямую
зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Управление системой
дополнительного образования в МБДОУ - детском саду №370 организует заместитель
заведующего, курирующий организацию дополнительного образования.
Система дополнительного образования МБДОУ - детском саду №370 укомплектована
квалифицированными
педагогическими
кадрами,
обеспечивающими
реализацию
дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной, технической,
художественно-эстетической, естественнонаучной, социально-педагогической направленностей
для детей.
Развитие профессиональной компетентности педагогов осуществляется через:
 корпоративную систему повышения квалификации педагогов;
 курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО СО «ИРО»;
 тематические педагогические советы;
Какими качествами должны обладать педагоги?
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного
образования определѐнные требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные
обязанности, он должен обладать определѐнными качествами личности. Вот некоторые из них:
 Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к
профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессиональнопедагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению
овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный
уровень.
 Эмпатия.
Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться
на переживания ребѐнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности
дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребѐнка,
проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
 Педагогический такт.
8

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и
вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание
ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость
поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
 Культура профессионального общения.
Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с
детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.
 Педагогическая рефлексия.
От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной
деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги,
оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных
выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для
того, чтобы получить лучшие результаты.
 Авторитетность.
Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться
авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным
качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой
авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю,
преданному своему делу.
Современный воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями
в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической
интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.
Психолого-педагогические условия реализации программы дополнительного образования.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:
 Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
 Использование в дополнительной образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
 Построение дополнительной образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
 Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
 Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
 Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу года обучения у детей сложится интерес к моделированию и конструированию, к
изобразительной деятельности, положительное эмоциональное отношение к ней, что позволит
детям создавать разнообразные изображения и модели как по заданию, так и по собственному
замыслу, развитие творческого воображения и высших психических функций. В результате
реализации программы воспитанники будут знать и уметь:
Уметь:
9

- Создавать трехмерные изделия реального объекта различной сложности и композиции из
пластика.
Знать:
- Основные правила создания трехмерной модели реального геометрического объекта;
-Принципы работы с 3D-ручкой;
-Способы соединения и крепежа деталей;
-Способы и приемы моделирования;
-Закономерности симметрии и равновесия.
Усовершенствуют:
-образное пространственное мышление;
- мелкую моторику;
-художественный вкус.

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности
по пяти образовательным областям
Содержание программы включает совокупность пяти образовательных областей, которые
обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно-эстетическому и физическому. Образовательная деятельность
осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности на занятиях.
Интеграция с образовательными областями развития
Образовательная область
Задачи
«Социально-коммуникативное развитие»
- решение проблемных ситуаций,
- воспитание дружеских взаимоотношений.
- развитие умения поддерживать беседу,
обобщать, делать выводы, высказывать
свою точку зрения.
«Познавательное развитие»
- умения классифицировать, сравнивать,
выстраивать последовательность действий
и событий;
- закреплять знания детей в разнообразном
окружении
- умение разгадывать загадки
«Речевое развитие»
- учить проговаривать небольшие стихи и
загадки об окружающем мире,
- расширении словарного запаса, умения
формулировать свою мысль, отвечать на
вопросы педагога.
«Художественно-эстетическое развитие»
- воспитывать желание участвовать в
совместной трудовой деятельности,
бережное отношение к материалам и
инструментам;
- учиться использовать материалы и
технику для создания работы;
«Физическое развитие»
- развивать мелкую моторику рук
Программа определяет содержание и организацию дополнительной образовательной
деятельности детей дошкольного возраста.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Содержание программ дополнительного образования реализуется в течение учебного года
в зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом для каждого объединения
дополнительного образования.
Режим работы согласно расписанию. Планируемые результаты можно увидеть в процессе
работы объединения дополнительного образования. Формы подведения итогов реализации
дополнительной программы: участие детей в конкурсах, выставках, фестивалях, в соревнованиях
на различных уровнях.
11

Концепция программы дополнительного образования во главу угла ставит идею развития
личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных
качеств.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
образовательной программы дополнительного образования
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в
самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с
использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной
работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается
участие ребѐнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание
занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с
педагогами, самостоятельная деятельность, пальчиковые игры, логические игры и задания,
беседы, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики, в конце
второй недели просмотр мультфильмов с развивающим сюжетом и другие различные способы
работы с наглядностью. Так же особое внимание уделяется на совместные проекты и
деятельность с родителями.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
Словесные – объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа.
Наглядные – показ, имитация.
Практические – упражнения, игровые приемы, поддержка и помощь.
Формы работы с дошкольниками:
- просмотр презентаций, видеофильмов;
- разгадывание загадок;
- дидактические игры;
2.3. Особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в
процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует
обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Особенность
организации
образовательной
деятельности
по
Дополнительной
общеобразовательной программе «3D-мир» - ситуационный подход. Основной единицей
образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной
деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом
с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной
деятельности. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания
образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный
характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом
содержании.
Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование и развитие у
обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания
пространственных моделей. Освоение элементов основных навыков по трехмерному
моделированию. Педагог создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей
применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации
задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.
12

Организованные педагогом образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью
понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы,
разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические
модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении,
обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и
деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной
жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в
образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Педагог также широко использует ситуации выбора (практического и морального).
Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и
условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений,
их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и
творчества.
Культурные практики
Программа предполагает организацию культурной практики, ориентированной на проявление
детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках
педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения,
сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно
групповой характер.
Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, строительно-конструктивные игры)
направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений,
необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта
носят проблемный характер. Такие ситуации могут быть реально-практического характера
(оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных
сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях
условно-вербального характера педагог обогащает представления детей об опыте разрешения тех
или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с
личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления
заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах.
Ситуации могут планироваться заранее, а могут возникать в ответ на события, которые
происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового
характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы,
пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение
сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда
относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный
характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд (размещение/уборка принадлежностей).
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность. Деятельность педагога по
поддержке детской инициативы:
 Создание ситуаций успеха
 Создание проблемных ситуаций
 Создание ситуации выбора
 Создание игровых ситуаций для развертывания спонтанной и самодеятельной игры
13

 Создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми
 Создание ситуаций, побуждающих к высказываниям (возможность высказаться)
 Формирование ритуалов и традиций группы
 Групповой сбор
 Обогащение сенсорного опыта
 Приоритет групповых и подгрупповых форм работы над индивидуальными
 Доступность развивающей предметно-пространственной среды для различных видов
деятельности
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
В ходе деятельности по программе «3D-мир» особое значение уделяется работе с
родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда,
которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на
занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации
данной программы.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе договора об образовании по
дополнительной общеразвивающей программе.
Задача педагога:
 Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребѐнку.
 Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей.
 Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы:
 информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
 «открытые занятия» для родителей с просмотром занятий.

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Организация развивающей предметно–пространственной
образовательной среды
Реализация программы дополнительного образования у дошкольников, предусматривает
наличие соответствующей развивающей предметно–пространственной образовательной среды,
способствующей развитию воспитанников.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
При создании развивающей предметно - пространственной среды учтены требования
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые
должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных
областях.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
Развивающая среда должна быть:
1. Вариативной.
Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в
разных видах занятий, при этом создавая их вариативное содержание для развития
произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
2. Полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех составляющих
воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования
различных составляющих предметно-развивающей среды.
3. Трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей
среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
4. Адаптационной и доступной для каждого ребенка; в зависимости от подготовленности
детей; при создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к
жизнедеятельности детей, находящихся в этой среде, то есть учитывать их антропометрические,
физиологические и психологические особенности.
5. Безопасной, т.е. соответствие всех еѐ элементов требованиям по обеспечению
надѐжности и безопасности их использования.
3.2. Календарный учебный график
Один год обучения
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
1
01.09.

Содержание
Количество групп
Начало учебного года
15

Окончание учебного года
Новогодние и праздничные дни
Сроки проведения мониторинга наконец года
(итоговый)

31.05.
с 01.01. по 10.01.
с 18.05. по 22.05.

Продолжительность учебного года (без учета
новогодних и праздничных дней)

36 недель

3.3. Учебный план образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность
Один год обучения дошкольный возраст (5– 7 лет)
Длительность НОД
25-30 Минут
Неделя
Месяц
Год
1
4
36

Наименование
курса
«3D-мир»

3.4. Учебно – тематический план Программы
Программа «3D-мир» (один год обучения, возраст 5 – 7 лет):
№
п.п
1.

3.

Название
раздела,
темы
Вводное.
Знакомство с детьми.
Правила поведения на
занятии, знакомство с
инструментами и
обращение с ними,
техника безопасности
«Знакомство с 3DРучкой»
Простое
моделирование
Добавление цвета

4.

Создание украшений

3

1

2

5.

Создание простых 3Dмоделей из 2-х деталей
Создание 3D-моделей
из 3-4х деталей
Создание 3D-моделей
из объемной основы
Конструирование при
помощи объемной
основы
Творческая мастерская.
Конструирование по

3

1

2

8

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2.

6.
7.
8.

9.

Всего
2

Количество часов
Теории
Практики
1
1

5

1

4

3

1

2

16

Формы
контроля
Выставка
работ

Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ

замыслу
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Вводное. Знакомство с детьми. Правила поведения на занятии, знакомство с
инструментами и обращение с ними, техника безопасности «Знакомство с 3D-Ручкой».
Раздел 2. Простое моделирование.
Раздел 3. Добавление цвета.
Раздел 4. Создание украшений.
Раздел 5. Создание простых 3D-моделей из 2-х деталей.
Раздел 6. Создание 3D-моделей из 3-4х деталей.
Раздел 7. Создание 3D-моделей из объемной основы.
Раздел 8. Творческая мастерская. Конструирование по замыслу.
3.5. Оценочные материалы по эффективности программы
Изучение результативности работы строится на основе: входной и итоговой
педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
Проведение выставок детских работ.
Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего:
- какова степень освоения ребенком навыков и практических умений в различных видах
конструирования,
- в какой степени у ребенка сформированы изобразительные навыки и умения и как он
применяет их в самостоятельной творческой деятельности.
Критерии оценки
1.Эмоциональный отклик на проявление эстетического в природе, явления
окружающей жизни, произведения изоискусства. Видение красоты людей и их поступков.
2. Видение свойств предметов, живых объектов и явлений, знание эстетических и сенсорных
признаков, которые делают их красивыми и некрасивыми.
3. Участие в художественной деятельности, эмоционально - эстетическая оценка, высказывание
собственного суждения (при активном побуждении взрослого).
4. Владение достаточно качественными (соответственно возраста) навыками и умениями,
способами различных видов конструирования.
5. Использование полученных знаний и умений в собственной деятельности,
проявление самостоятельной и творческой инициативы.
Описание используемых оценочных средств
Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с
помощью следующих методов диагностики:
- наблюдение;
- практическое задание.
Инструментарий для оценивания результатов
Форма проведения диагностики – итоговое занятие, которое предполагает самостоятельный
выбор технологии, материала и средств выразительности. Для получения дополнительной
информации осуществляется наблюдение за детьми на других занятиях.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с
баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций
Каждое задание оценивается по бальной системе:
17

Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень:
высокий уровень 13-15 баллов,
средний уровень 9-12 баллов,
низкий уровень 4-8 баллов.
Диагностическая карта результатов обследований.
1.Знание основных геометрических понятий.
- Высокий уровень – делает самостоятельно.
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.
- Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение создавать изделия, пользуясь инструкциями.
- Высокий уровень – делает самостоятельно.
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.
- Низкий уровень – не может сделать.
3. Творческое развитие:
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной
группы.
- Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.
4. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков:
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
№ Ф.И ребенка
п.п
.

Знание
основных
геометрическ
их понятий

Умение
создавать
изделия,
пользуясь
инструкциями

Творческо Формирование
е развитие культуры труда и
совершенствован
ие трудовых
навыков

1.
2.

3.6. Материально техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо создание развивающей предметнопространственной среды: оснащение необходимым оборудованием (столы, стулья, удлинители),
материал для творчества:
 3D-Ручки
 Пластиковые стержни PLA
 Деревянные палочки
 Простые карандаши
 Прозрачные клеенки
 Распечатанные шаблоны
 Объемные заготовки
 Бумага
18

 Основы для брелоков/значков
 Магниты
Деятельность проводится в специально оборудованном помещении. С целью
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста были размещены:
— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно
самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности;
— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей
готовые образцы, макеты и схемы для изготовления поделок;
3.7. Методические материалы и средства реализации программы
Учебно-наглядные пособия:
Плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические
игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка
бесед, игр, образцы.
Список используемой литературы:
1.
Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.
2.
Грушина Л.В.Что имеем, то храним. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.
3.
Лыкова И.А. (в соавторстве с Казаковой Т.Г.). Изобразительное искусство // Примерная
программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под
ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ИД «Карапуз-дидактика», 2005.
4.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое
развитие в изобразительной деятельности. – М.: Карапуз-дидактика, 2009, 2007.
5.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – М.:
Карапуз-дидактика, 2007.
6.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Под
ред. Н.А. Ветлугиной. – М., Просвещение, 1985.
7.
Буске М. «3D Модерирование, снаряжение и анимация в Autodesk»
8.
Бочков В., Большаков А: «Основы 3D-моделирования»

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».