Дополнительная общеразвивающая программа социальной-педагогической направленности На встречу к школе

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Целевой раздел программы…………….…………………………………………….
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….
1.1.1. Цели и задачи программы…………………………………………………………..
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы ………………………………....
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.………...
1.2. Планируемые результаты освоения программы ………...…………………………
2. Содержательный раздел программы ………………………………………………
2.1. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным
областям……………………………………………………………………………………
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы.………………………………………………………………………………….
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик……………………………………………………………………………………..
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников ………………………………………...
3. Организационный раздел программы …………………..…………………………
3.1. Организация развивающей предметно–пространственной образовательной
среды……………………………………………………………………………………….
3.2. Календарный учебный график………………………………………………………
3.3. Учебный план образовательной деятельности…………………………………….
3.4. Учебно – тематический план Программы………………………………………….
3.5. Оценочные материалы по эффективности программы……………………………
3.6. Материально техническое обеспечение программы ……………………………….
3.7. Методические материалы и средства реализации программы …...……………….

2

3
3
6
6
7
14
16
16
18
18
20
20
13
21
21
22
22
23
23
23

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На встречу к
школе» социально-педагогической направленности (далее – Программа) разработана для
разновозрастного детского объединения, ориентирована на детей от 5 - 7 лет.
По форме организации образовательного процесса – очная, предполагает срок
освоения 1 год, с сентября по май. По уровню освоения программа общеразвивающая.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей
(утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) (далее Федеральный
приоритетный проект);
- Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 9.11.2018 г. №196»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных
дополнительных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП
«О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
на территории Свердловской области»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
3

- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162 – Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
- Лицензия и Устав МБДОУ – детского сада № 370, утвержденный Распоряжением
Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 769/46/36 от
04.04.2016 года.
Программа направлена на создание условий развития детей, открывающих
возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми
и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; на
создание развивающей предметно-пространственной среды.
Педагогическая целесообразность Программы. В последние годы возросла
потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного.
Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и
обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры,
рисование, штриховка, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной
памяти, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет
детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.
Актуальность разработки Программы. Успехи школьного обучения в немалой
степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.
Созданию данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей
и школы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности
детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной
характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является
компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную,
интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет
читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда
совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано
положительное отношение к новому образу жизни, т. е. «внутренняя позиция школьника»,
которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и
оцениваемую деятельность (учебную).
Проблема преемственности между дошкольным и начальным общим образованием
постоянно привлекает внимание как педагогов системы дошкольных учреждений, так и
учителей начальной ступени образования. Ни для кого не секрет, что адаптационный
период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а
многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения.
Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. Многие
дети дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во
многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается
сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной,
личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В
4

результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс
общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения
к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто
«дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл
настоящим учеником: посидел за партой, привык к требованиям.
Данная Программа представляет собой систему подготовки, основой которой
является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие
необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Отличительные особенности программы – создание условий для включения
ребенка в новые социальные формы общения; переход от игровой к творческой, учебной
деятельности; готовит к любой системе школьного образования.
Наполняемость группы. Занятия по программе проводятся в группах. Категория
обучающихся рассчитана на старший дошкольный возраст (5-7 лет). На момент
формирования групп может учитываться возраст детей для организации занятий в
соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций.
Занятия по программе проводятся в группах от 8 до 15 человек. Категория
обучающихся рассчитана на возраст 5-7 лет.
При формировании групп необходимо учитывать:
- возраст занимающихся;
- психофизиологические особенности ребенка.
На момент формирования групп может учитываться возраст детей для организации
занятий в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения (с
сентября по май). Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (72
ч. в год).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, принципы и
подходы, характеристики особенностей ребенка дошкольного возраста, планируемые
результаты освоения Программы.
Содержательный раздел включает: описание образовательной деятельности
программы по пяти направлениям развития детей, методы, средства, формы организации
работы, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
способы поддержки детской инициативы в освоении программы, взаимодействие с
семьями воспитанников.
Организационный раздел включает: организацию развивающей предметно –
пространственной среды, календарный учебный график, учебный план образовательной
деятельности, учебно–тематический план программы, комплексно – тематический план
программы, оценочные материалы по эффективности занятий, материально-техническое
обеспечение программы, методические материалы программы.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации
и итоговой аттестации обучающихся.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (п. 11
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014) – русский.

5

1.1.1. Цель и задачи программы
Целью программы «На встречу к школе» является успешная адаптация детей
дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий
комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок к учебной деятельности;
-формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Программа сформирована с учетом принципов, составляющих основу ФГОС ДО:
• Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности
детства;
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
• Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы (методологические):
• Деятельностный подход – центральной категорией данного подхода является
категория деятельности, которая предполагает активное взаимодействие ребенка с
окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в
целях удовлетворения своих потребностей;
• Личностный подход предполагает формирование его личностных качеств как
приоритетного направления развития, а также утверждение в образовательный процесс
субъект-субъектных (партнерских) отношений между педагогами и детьми;
6

• Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную,
эмоциональную и практическую сферы личности ребенка
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Национально - культурные характеристики
Свердловская область сохраняет за собой статус крупнейшего по численности
населения региона (5-е место среди регионов России). Это высоко урбанизированный
регион, доля городского населения составляет 84,1 процента. На протяжении многих
веков Урал оставался перекрёстком путей многих народов. Его географическое положение
на стыке Европы и Азии во многом предопределило полиэтнический состав населения и
многообразную и сложную этническую историю.
Урал рубежа XX-XXI веков - уникальный этнический и социокультурный регион,
в котором проживают представители более 100 национальностей (русские, татары,
башкиры, марийцы, удмурты, чуваши, мордва, украинцы, немцы, азербайджанцы,
белорусы, армяне, таджики, узбеки, киргизы, казахи, и другие народы.).
Екатеринбург - развивающийся многонациональный город с особой историей и
традициями. В Екатеринбурге функционируют несколько десятков библиотек. Наиболее
крупные библиотечные организации - Свердловская областная универсальная научная
библиотека им. В. Г. Белинского - крупнейшая публичная библиотека в Свердловской
области, и Муниципальное объединение библиотек, включающее в себя 41 библиотеку по
всему городу, в том числе Центральную городскую библиотеку им. А. И. Герцена. В
городе действует около 50 различных музеев. С 1943 года в городе функционирует
Свердловская киностудия, где снимаются не только документальные, но и
художественные фильмы. Помимо этого, в городе есть зоопарк и цирк. 18 июня 2011 года
в Екатеринбурге стартовал проект «Красная Линия». Это линия красного цвета,
нанесенная на пешеходную часть дорог. На данный момент соединяет 34 памятных места.
Содержание дополнительного дошкольного образования в МБДОУ включает в
себя вопросы истории и культуры родного города, региона, природного, социального и
рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.
Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения
национальных традиций семей воспитанников МБДОУ.
Климатические характеристики
Природно-климатические условия Среднего Урала сложны и многообразны.
Образовательный процесс осуществляется в условиях умеренно континентального
климата с достаточным увлажнением, характерной резкой изменчивостью погодных
условий, хорошо выраженными сезонами года.
Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается
ознакомление детей с природно-климатическими условиями и особенностями
Свердловской области, воспитание любви к родной природе.
Дополнительное образование у детей дошкольного возраста организовано в
соответствии с требованиями СанПиН.
Территориальные характеристики
МБДОУ - детский сад № 370 находится в микрорайоне Уралмаш, расположенного
в северной части города и относится к Орджоникидзевскому административному району
города Екатеринбурга. В районе находятся такие крупные предприятия как - УЗТМ,
УЭТМ, ТМЗ, ЗИК, и т.д.
7

В непосредственной близости от МБДОУ расположен парк Победы,
представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения
состояния здоровья детей.
Социально – демографические характеристики
Социально – демографические характеристики определились в ходе
социально-педагогических
исследований
в
дошкольном
статистических
и
образовательном учреждении:
• образование родителей (законных представителей) (высшее образование,
незаконченное высшее, средне – специальное, среднее образование);
• состав семьи (полная, неполная семья, многодетная семья, приемная семья
(опекуны), малообеспеченная семья, количество детей в семье;
• здоровье воспитанников (общая заболеваемость детей, часто болеющие дети,
количество детей с отклонениями в физическом развитии).
Основными
участниками
реализации
образовательной
программы
дополнительного образования являются дети дошкольного возраста, родители (законные
представители), педагоги.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребенок 5-6 лет стремится познать
себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать
связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения
- формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те
требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не
отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу
(убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным
благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности
их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе.
Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок
наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел
бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как ЧеловекПаук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми
этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на
сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах,
их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность
и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют
успешностью того или иного ребенка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей
гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества,
особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором
существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При
распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и
попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование
действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой
игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и
гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно
рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети
внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
8

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста
способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при
этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю
одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков
и девочек (у мальчиков - более порывистые, у девочек - мягкие, плавные,
уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать
вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные
цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного
цвета - светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать,
чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда
сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например,
расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним
соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка
ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе
со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое
задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее
устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные
приемы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных
предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения
ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают
складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются
ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи.
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети
начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений
слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется
существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений
(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими
трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила
речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и
повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение,
отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной
тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем
информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это
связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением
9

эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть
перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия
собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда
выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми
разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того
(произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с
помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те
произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения,
различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления
становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети
также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социальнонравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как
субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счет развития таких
социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро),
самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его
представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных
представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои
поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает
правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.
Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное
недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием
эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в
эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая
эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой
стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу
дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления,
что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет
на эффективность произвольной регуляции поведения - ребенок может не только
отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять
неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут комуто пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере
поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом
интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым.
Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на
работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми
людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их
избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается
детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них
наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в
первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все
возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер
10

и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с
гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения,
ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой
здоровья.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные
события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть
несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети
этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения
одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими
партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и
самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о
самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются
ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется
гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и
бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут
организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о
форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно
обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на
единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу
дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного
внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и
длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.
Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти,
что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и
оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже
на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное
или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах
их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности.
Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить
причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках передать перспективу.
При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только
удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах
различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например,
при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как
правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям
даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и
классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс
мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за
взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений
приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом
людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только
правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение
11

морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно
сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей
речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с
сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный
запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам
задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут
последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития
речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода
речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности,
а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий
самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной
сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная
деятельность
характеризуется
большой
самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению
получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров,
жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять
интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального
искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от
своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать
все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на
реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и
усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям,
собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя
их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных
направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений
из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной области является овладение композицией.
Характеристика
педагогических
образовательных отношений

работников

как

участников

Эффективность реализации дополнительных образовательных программ напрямую
зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Управление
системой дополнительного образования в МБДОУ - детском саду №370 организует
заместитель заведующего, курирующий организацию дополнительного образования.
Система дополнительного образования МБДОУ - детском саду №370
укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами, обеспечивающими
реализацию дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной,
технической,
художественно-эстетической,
естественнонаучной,
социальнопедагогической направленностей для детей.
Развитие профессиональной компетентности педагогов осуществляется через:
• корпоративную систему повышения квалификации педагогов;
• курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО СО «ИРО»;
• тематические педагогические советы;
Какими качествами должны обладать педагоги?
12

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю
дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои
профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами
личности. Вот некоторые из них:
• Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к
профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессиональнопедагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению
овладеть
педагогическими
знаниями
и
постоянно
совершенствовать
свой
профессиональный уровень.
• Эмпатия.
Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально
отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная
возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие
изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность,
тактичность во взаимоотношениях.
• Педагогический такт.
Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила
приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят
оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и
контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно
говорить о тактичности воспитателя.
• Культура профессионального общения.
Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные
взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам
педагогического процесса.
• Педагогическая рефлексия.
От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность
профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение
анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с
запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного
образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие
результаты.
• Авторитетность.
Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться
авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим
нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность
бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег,
дана только воспитателю, преданному своему делу.
Современный воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими
технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой
эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем
нравственной культуры.
Психолого-педагогические
образования.

условия

реализации

программы

дополнительного

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:

13

• Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
• Использование в дополнительной образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
• Построение дополнительной образовательной деятельности на основе
взаимодействия взрослых с детьми ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
• Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
В соответствие со спецификой дошкольного детства и системными особенностями
дошкольного образования требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений неправомерно.
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,
у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои
движения и управлять ими;

14

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

15

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности
по пяти образовательным областям
Основные положения программы:
- не допускает дублирования программ первого класса;
-помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с
взрослыми);
-обеспечивает формирование ценностных установок;
-ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей
ребенка, на зону его ближайшего развития;
-обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
-организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности;
-готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
-готовит к любой системе школьного образования.
Речевой ручеек. Развитие фонематического слуха дошкольников, умения
вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова, сравнивать звуки в похоже
звучащих словах. Развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Введение
понятия слово, предложение, звуки. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет
на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать
гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать
предложение в виде схемы. Лексическая и грамматическая работа. Развитие связной речи.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха. Подготовка к обучению
письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных
направлениях, письмо элементов букв).
Посчитай-ка. Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма,
размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по
заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в
соответствии с выделенными свойствами. Сравнение групп предметов путем наложения.
Числа от 1 до 10. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе
действий с конкретными предметными множествами. Счет по образцу и заданному числу
с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на
основе моделирования отношений между частями и целым. Последовательность чисел.
Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного
на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один,
предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового
счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр. Различение и
называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая,
кривая линия, отрезок). Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе
бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. Элементы
логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению,
происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди –
сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.

16

Интеграция с образовательными областями развития
Образовательная область
Задачи
«Социально-коммуникативное Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
развитие»
включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
«Познавательное развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других
людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.

«Речевое развитие»

Владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.

«Художественно-эстетическое
развитие»

Предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного);
становление
эстетического
отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства;
17

художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
«Физическое развитие»

Приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, способствующей правильному
формированию
опорно-двигательной
системы
организма, координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации образовательной программы
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а
также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит
ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки
детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах
коммуникативного взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена
деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная
деятельность, пальчиковые игры, логические игры и задания, беседы, работа у доски,
математические игры, работа по развитию мелкой моторики, в конце второй неделе
просмотр мультфильмов с развивающим сюжетом и другие различные способы работы с
наглядностью. Так же особое внимание уделяется на совместные проекты и деятельность
с родителями.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
Словесные – объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа.
Наглядные – показ, имитация.
Практические – упражнения, игровые приемы, поддержка и помощь.
Формы работы с дошкольниками:
- просмотр презентаций, видеофильмов;
- разгадывание загадок;
- дидактические игры;
2.3. Особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в
процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности
требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Особенность организации образовательной деятельности по Дополнительной
общеобразовательной программе «На встречу к школе» - ситуационный подход. Основной
единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая
форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и

18

целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития,
воспитания и обучения.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной
деятельности. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания
образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят
комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на
одном тематическом содержании.
Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей
новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме,
развитие способности рассуждать и делать выводы.
Педагог создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей
применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в
ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.
Организованные педагогом образовательные ситуации ставят детей перед
необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно
используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы,
предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций
состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении
новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и
зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения
специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях
подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Педагог также широко использует ситуации выбора (практического и морального).
Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач
и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и
самостоятельности.
Образовательные ситуации направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и
умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности,
самостоятельности и творчества.
Культурные практики
Программа предполагает организацию разнообразных культурных практик,
ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах
деятельности. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора,
творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация
культурных практик носит преимущественно групповой характер.
Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, строительно-конструктивные
игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых
умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального
опыта носят проблемный характер. Такие ситуации могут быть реально-практического
характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на
основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационноигровыми. В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления
детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный
разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реальнопрактических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого
отношения к людям, принимают участие в важных делах.
19

Ситуации могут планироваться заранее, а могут возникать в ответ на события, которые
происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно
игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета,
формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности
(умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и
пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно
полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:
• Создание ситуаций успеха
• Создание проблемных ситуаций
• Создание ситуации выбора
• Создание игровых ситуаций для развертывания спонтанной и самодеятельной игры
• Создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми
• Создание ситуаций, побуждающих к высказываниям (возможность высказаться)
• Формирование ритуалов и традиций группы
• Групповой сбор
• Обогащение сенсорного опыта
• Приоритет групповых и подгрупповых форм работы над индивидуальными
• Доступность развивающей предметно-пространственной среды для различных видов
деятельности
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
В ходе деятельности по программе «На встречу к школе» особое значение
уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто
необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития
познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители
являются неотъемлемой частью реализации данной программой.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе договора об образовании по
дополнительной общеразвивающей программе.
Задача педагога:
• Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку.
• Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей.
• Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы
работы:
• информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
•
«открытые занятия» для родителей с просмотром занятий.

20

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Организация развивающей предметно–пространственной
образовательной среды
Реализация
программы
дополнительного
образования
у
дошкольников,
предусматривает наличие соответствующей развивающей предметно–пространственной
образовательной среды, способствующей развитию воспитанников.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
При создании развивающей предметно - пространственной среды учтены требования
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных
образовательных областях.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,
которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
Развивающая среда должна быть:
1. Вариативной.
Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его
использовать в разных видах занятий, при этом создавая их вариативное содержание для
развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
2. Полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех составляющих
воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования
различных составляющих предметно-развивающей среды.
3. Трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений предметноразвивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную
функцию пространства.
4. Адаптационной и доступной для каждого ребенка; в зависимости от
подготовленности детей; при создании среды развития необходимо исходить из
эргономических требований к жизнедеятельности детей, находящихся в этой среде, то
есть учитывать их антропометрические, физиологические и психологические
особенности.
5. Безопасной, т.е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению
надёжности и безопасности их использования.
3.2. Календарный учебный график
Один год обучения
Дошкольный возраст (5-7 лет)
1

Содержание
Количество групп
21

Начало учебного года
Окончание учебного года
Новогодние и праздничные дни
Сроки проведения мониторинга на конец
года (итоговый)

01.09.
31.05.
с 01.01. по 09.01.
с 10.05. по 23.05.

Продолжительность учебного года (без
учета новогодних и праздничных дней)

38 недель

3.3. Учебный план образовательной деятельности

Наименование
курса
«На встречу к
школе»

Организованная образовательная деятельность
один год обучения дошкольный возраст (5 – 7 лет)
Длительность НОД
25-30 минут
неделя
месяц
год
2

8

72

3.4. Учебно – тематический план Программы
Программа «На встречу к школе» (один год обучения, возраст 5 – 7 лет):
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1.
Речевой ручеек.
Лексическая и грамматическая работа. Укрепление мышц кисти руки и пальцев. Развитие
связной речи. Укрепление мышц кисти руки и пальцев. Развитие звуковой культуры речи
и фонематического слуха. Укрепление мышц кисти руки и пальцев. Обучение звукослоговому анализу. Укрепление мышц кисти руки и пальцев.
Раздел 2.
Посчитай-ка.
Числа от 1 до 10. Математические действия с числами. Геометрические фигуры.
Ориентирование в пространстве. Отношения.
3.5. Оценочные материалы по эффективности программы
В соответствии с возрастными особенностями каждое занятие должно включать
разнообразнве виды деятельности: игры, этюды, упражнения и т.д. Они должны быть
короткие, разнообразные и доступные детям по содержанию. Т.к. внимание детей ещё не
устойчиво, они отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому
учащиеся нуждаются в частой смене заданий. В качестве отдыха используются:
подвижные игры, шумные игры, танцы, физминутки.
Способы определения результативности:
• наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями;
• формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста;
• взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
22

Диагностика уровня развития детей происходит в начале процесса обучения (тест
школьной зрелости Керна-Йерасика) и в конце курса обучения (тест и опросник КернаЙерасика).
Форма проведения: тесты, анализ результатов работ детей, анкетирование
родителей, выполнение практических заданий.
Приемы и методы организации образовательно-воспитательного процесса
Словесные: *устное объяснение, анализ текста, музыкального произведения,
беседа, обсуждение проблемы, диалог - дискуссия, решение проблемных ситуаций
Наглядные: *демонстрация иллюстраций, картинок, видеоматериалов, показ
педагогом, работа по образцу
Практические: *игры, упражнения, ручной труд, рисование
Диагностическая карта
№

ФИ ребенка

Начало года
К-Й
Опросник

Конец года
К-Й
Опросник

Результаты

3.6. Материально техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо создание развивающей
предметно-пространственной среды: оснащение необходимым оборудованием (столы,
стулья, магнитная доска)
Деятельность проводится в специально оборудованном помещении группы.
Оборудование
• развивающие игры
• центры экологии: мини-лаборатории
• наглядные пособия
• видеотека
• коллекции камней, семян; гербарий, муляжи и т.д.
• познавательная литература
• настольно-печатные игры
• Демонстрационный и раздаточный материал
• Календари природы
• Природный материал
• Настольно-печатные игры
• Атрибуты для театрализованных игр
• Музыкальный центр
• Иллюстративный материал
• Настольно-печатные игры
• Схемы, модели
• Коллажи для составления рассказов
• Картотеки (загадки, потешки, пословицы, поговорки, артикуляционные
гимнастики, портреты писателей и т.д.)
3.7. Методические материалы и средства реализации программы
•

Панжинская-Откидач В. А. И. И. Шишкин. Лесное царство: учебно-наглядное
23

пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
• Панжинская-Откидач В. А. Б. М. Кустодиев. Праздничная Русь: учебнонаглядное пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
• Панжинская-Откидач В. А. В. М. Васнецов. «Преданья старины глубокой...»:
учебно-наглядное пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
• Панжинская-Откидач В. А. И. К. Айвазовский. Стихия воды: учебнонаглядное пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
• Панжинская-Откидач В. А. Карл Брюллов. «...Для русской кисти первый день!»:
учебно-наглядное пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
• Сомкова О. Н., Бадакова З. В., Яблоновская И. В. Путешествие по стране
Правильной Речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
• Цветные счетные палочки Кюизенера. Наглядно-дидактическое пособие.
Методическое сопровождение З. А. Михайловой. - СПб.: Корвет, 1995-2011.
Наглядно-дидактические пособия, игры
• Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие / Методическое
сопровождение разработано З. А. Михайловой. - СПб.: Корвет,
• Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем: комплект игр. - СПб.: Корвет,
• Финкельштейн Б. Б. Блоки Дьенеша для самых маленьких: альбом. - СПб.: Корвет,
• Финкельштейн Б. Б. Лепим нелепицы: альбом. - СПб.: Корвет,.
• Финкельштейн Б. Б. Спасатели приходят на помощь: альбом. - СПб.: Корвет,
• Финкельштейн Б. Б. Поиск затонувшего клада: альбом. - СПб.: Корвет,
• Финкельштейн Б. Б. Праздник в стране блоков: альбом. - СПб.: Корвет,
• Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек: альбом. - СПб.: Корвет,
• Борисенкова Е. Ю. Маленькие логики: Блоки Дьенеша для малышей: альбомигра. - СПб.: Корвет
• Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Логика и цифры: игра. - СПб.: Корвет,
• Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое пособие /
Методическое сопровождение разработано З. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. СПб.: Корвет, 1995-2011.
• Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце сидели: альбом игр и упражнений. - СПб.:
Корвет, 2002-2011.
• Финкельштейн Б. Б. Волшебные дорожки: альбом. - СПб.: КорветФинкельштейн
Б. Б. Играем в математику: игра. - СПб.: КорветКовалев С. В. Цветное панно: игра. СПб.: Корвет
• Финкельштейн Б. Б. Математический планшет: наглядно-дидактическое пособие. СПб.: Корвет
• Полякова М. Н. Логическая мозаика: игра. - СПб.: Корвет
• Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Маленький дизайнер: игра. - СПб.: Корвет
• Кайе В. А. Соты Кайе: игра.- СПб.: Корвет
• Финкельштейн Б. Б. Волшебный поясок: игра. СПб.: Корвет
• Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. В., Сазонов Е. А. Логический экран
развивающие и обучающие игры и упражнения. - СПб.: Корвет
• Кубики для всех. Уголки: игра / Методическое сопровождение разработано З. А.
Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. - СПб.: Корвет
• Кубики для всех. Собирайка: игра / Методическое сопровождение разработано
З. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. - СПб.: Корвет
• Сложи узор: игра. - СПб.: Корвет
• Кубики-хамелеон: игра / Методическое сопровождение разработано З. А.
24

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Михайловой. - СПб.: Корвет
Уникуб: игра. - СПб.: Корвет Геометрический конструктор № 1 для детей 3-4 лет:
игра. - СПб.: Корвет
(развивающие игры В. В. Воскобовича), Санкт-Петербург.
Воскобович В. В. Соты: игра / Методическое сопровождение разработано Т. Г.
Харько. - СПб.: РИВ
Воскобович В. В. Крестики: игра / Методическое сопровождение разработано
Т. Г. Харько. - СПб.: РИВ
Воскобович В. В. Игровой квадрат: игра. - СПб.: РИВ
Воскобович В. В. Змейка: игра / Методическое сопровождение разработано Т. Г.
Харько.- СПб.: Р
Воскобович В. В. Чудо-цветик: игра / Методическое сопровождение
разработано Т. Г. Харько. - СПб.:
Воскобович В. В. Геоконт: наглядно-дидактическое пособие / Методическое
сопровождение разработано Т. Г. Харько. - СПб.:
Воскобович В. В. Шнур-затейник: игра / Методическое сопровождение
разработано Т. Г. Харько. -СПб.:
Воскобович В. В. Прозрачный квадрат: игра / Методическое сопровождение
разработано Т. Г. Харько. - СПб.:
Круглый год: наглядно-дидактическое пособие / Методическое сопровождение
Н. В. Заболотского. - СПб.: Оксва
Я учу дни недели: игра / Методическое сопровождение разработано А. В.
Евстратовой. - СПб.: Оксва
Погода: наглядно-дидактическое пособие / Методическое сопровождение
разработано А. В. Евстратовой.- СПб.: Оксва
Ферма. Крестьянское подворье: наглядно-дидактическое пособие / Методическое
сопровождение разработано В. П. Матвеевым, А. В. Евстратовой. - СПб.: Оксва
Кто где живет? Игра / Методическое сопровождение разработано В. П. Матвеевым,
А. В. Евстратовой. - СПб.: Оксва
Настроение. Эмоции: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.:
Наше дежурство: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.:Волшебный квадрат:
головоломка / Методическое сопровождение разработано
З. А. Михайловой. - СПб.: Оксва
Головоломка Пифагора: головоломка / Методическое сопровождение
разработано З. А. Михайловой. - СПб.: Оксва
Волшебный круг: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А.
Михайловой. - СПб.: Оксва
Вьетнамская игра: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А.
Михайловой. - СПб.: Оксва
Гексамино: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А.
Михайловой. - СПб.: Оксва
Листик: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А.
Михайловой. - СПб.: Оксва
Колумбово яйцо: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А.
Михайловой. - СПб.: Оксва
Танграм: головоломка / Методическое сопровождение разработано З. А.
Михайловой. - СПб.: Оксва
Данилова Е. Радужное лукошко: игра. - СПб.: Оксва
Саркисов В. Р. Календарь природы: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.:
Саркисов В. Р.
25

•
•
•
•
•

Саркисов В. Р. Геометрический конструктор: игра. - СПб.: Саркисов В. Р.
Саркисов В. Р. Конструктор «Транспорт»: игра. - СПб.: Саркисов В.Р.
Яковлева Г. В., Коптенко Т. А. Дерево: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.:
Саркисов В. Р.
Саркисов В. Р. Конструктор «Узор»: игра.- СПб.: Саркисов В. Р.
Саркисов В. Р. Конструктор «Лабиринт»: игра. - СПб.: Саркисов В. Р.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».