Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Хореография" на 2022-2023 учебный год

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п

РАЗДЕЛ I
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.2 .
1.3.
РАЗДЕЛ II
2.1.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
РАЗДЕЛ III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Принципы построения и реализации программы
Планируемые результаты освоения программы
Организационно – педагогические условия
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Модель образовательной деятельности
Организация и содержание образовательной
деятельности по возрастным Модулям
Модуль 1: младший дошкольный возраст
Модуль 2: старший дошкольный возраст
Сотрудничество с семьёй
Диагностические материалы
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Материально-техническое обеспечение программы
Учебный план
Программно-методические материалы
Педагогические технологии

Стр.

3
3
5
6
7
8
11
11
11
11
17
25
27
33
34
34
35
39
39

РАЗДЕЛ I ЦЕЛЕВОЙ.
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых
красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно
привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми
резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и
игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную
сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения
естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую,
зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник
познает многообразие танца: классического, народного, бального,
современного
и
др.
Танцевальное
искусство
воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие
способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество
может успешно развиваться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение
данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие
способности.
Существующие
программы
музыкально-ритмического
воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел
ритмические движения является лишь частью программы музыкального
воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по
хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне,
тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что
доступно детям 3-7 лет. Новизна настоящей программы заключается в том,
что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография,
музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и
адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями
является: активное использование игровой деятельности для организации
творческого процесса – значительная часть практических занятий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых
импровизационных и игровых форм.
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного
возраста художественной направленности «Танцевальная студия» (далее
Программа) разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных
особенностях
детей.

Программа реализуется посредством технологии по ритмической
пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной
программой по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный
мир танца» О.Н. Калининой.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативными
документами:
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N
1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа
2013 г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных
образовательных услуг"
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ «Защита прав
потребителей при выполнении работ (оказании услуг)»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15
мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций";
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования";
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г.
N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии";

Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N
1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной
организации, подлежащей самообследованию»;
Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад № 370;
Положением о предоставлении платных дополнительных
образовательныхуслуг в МАДОУ - детский сад № 370.
Возраст детей: Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Срок реализации - 4 года
Структурной
особенностью
Программы
является планирование
содержания занятий по модулям.
Занятия проводятся с детьми во второй половине дня два раза в неделю по 15
минут (дети 4-го года жизни), 20 минут (дети 5-го года жизни ), 25 минут
(старший возраст) и 30 минут (подготовительный возраст).
Также предусматривается индивидуальная работа с детьми,
обладающими различным уровнем развития:
1.
Способных и одарённых.
2.
Заторможенных, неуверенных в своих силах и умениях.

1.1.1
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы: – приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие
способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:
Развить
у детей активность и самостоятельность,
коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.

1.1.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
принцип сознательности и активности — обучение эффективно,
когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
принцип системности и последовательности предполагает
преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке,
системе;
принцип доступности требует учитывать особенности развития детей,
ихуровень усвоения музыки и движений;
принцип наглядности — ИКТ включают в работу максимальное
количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
принцип полноты и целостности музыкального образования детей,
подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам
детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую
взаимосвязь;
принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
(личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация
человека в художественном образовании возможна в условиях свободы
выбора элементов творческой деятельности;
принцип природосообразности предполагает учёт возрастных,
психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества,
и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика;

принцип
культуросообразности
позволяет
организовать
педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и
отечественного

изобразительного
искусства,
изучение
которых
формирования художественной культуры дошкольника.

станет

основой

1.2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и
потребность к музыкально - ритмическим занятиям, осваивается
необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а
также танцев современного направления. У них формируется основа
культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится
чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских
музыкальных инструментах. Дети понимают ориентировку на себе – правая
рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад).
Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные
построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали,
врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность,
целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения
зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается
сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и
воспроизведения, проявление творческого воображения.

1.3

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ.КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Реализация Программы обеспечивается педагогическими и учебновспомогательными работниками ДОУ. Квалификация педагогических и
учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным
характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и служащих. *
Педагог дополнительного образования владеет навыками пользователя
ПК, своевременно проходят курсы повышения квалификации. А также
повышают свой профессиональный уровень через посещения методических
объединений города, прохождение процедуры аттестации, самообразование,
семинары руководителей и педагогов города, что способствует повышению
профессионального мастерства и положительно влияет на развитие МАДОУ.
Требования к педагогу дополнительного образования
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии,

клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в
разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и
программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие
способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в
том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное
обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с
обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие
опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся,
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении
обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с
выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога
дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности
педагогов дополнительного образования, других педагогических работников
в проектировании развивающей образовательной среды образовательного
учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного
образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта
и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен
знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической, туристско- краеведческой, оздоровительно-спортивной,
досуговой
деятельности;

программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы
развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного
возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с
персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием;
правила
внутреннего
трудового
распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего педагога дополнительного образования - высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

*1раздел

"Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с
изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.,
регистрационный
N
21240)

РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
Программа рассчитана на 4 года обучения и рекомендуется для занятий
детей с 3 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает
проведение занятий 2 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1
сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий
танцевального кружка 36 ч. Занятия длятся в младшей группе 15 мин.,
средней группе 20 мин., в старшей 25 мин., в подготовительной к школе
группе 30-35 мин.
Группа
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа

Продолжительность
15 мин.
20 мин.
25 мин.
30 мин.

Количество
в год

Количество в неделю
2
2
2
2

72
72
72
72

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОДУЛЯМ
2.2.1. Модуль 1: Содержание работы по музыкально-ритмическому
воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные
по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких
оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости
движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение
детей к творчеству.
Развитие музыкальности:
воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании,
движении под музыку в свободных играх;
обогащение слушательского опыта – включение разнообразных
произведений для ритмических движений: народных, современных детских
песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера
композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М.
Майкапара);
развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки,
различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное,
радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный,

быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и
уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную
долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по
характеру частями;
развитие способности различать жанр произведения (плясовая,
колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих
движениях и в слове.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом,
вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в
разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки»,
«Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по
«горячему песку»);
прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед,
прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки.
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения разнообразные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый»
или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый
солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.
плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по
координации.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно
находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары
и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
Развитие творческих способностей:
воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях,
под
другую
музыку;

развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои,
оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и
пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать
слуховое представление и двигательную реакцию;
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость,
грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе
движения в различных темпах и ритмах;
развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить
свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая
музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая
их в пластике;
формирование чувства такта;
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно:
пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на
танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное
столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и
непосредственность движений под музыку, но и умение точно
координировать движения с основными средствами музыкальной
выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному
исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в
импровизации под музыку.
месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

С
Е
Н
Т
Я
Б

Занятие 1,2.
Вводное занятие.
Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных

Занятие 3,4
1. Разминка.
2. Дыхательная
гимнастика
«Ладошки».
3. Игровой

Занятие 5,6.
1. Разминка.
2. Дыхательная
гимнастика
«Ладошки».
3. Игровой

4 неделя
Занятие 7,8.
1. Разминка.
2. Дыхательная
гимнастика
«Ладошки».
3. Игровой

Р
Ь

способностей
детей на начало
года.

стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Марш» Г.
Свиридова.
5. Игровой
самомассаж,
релаксация.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Занятие 9,10.
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег,
ходьба на носках
и пятках).
2. Дыхательная
гимнастика
«Погончики».
3. Игровой
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч».

Занятие 11,12
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег,
ходьба на носках
и пятках)
2. Дыхательная
гимнастика
«Погончики»
3. Игровой
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч»
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.

Занятие 17,18
1. Разминка (шаг
с носка, прямой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Насос».
3. Игровой
стретчинг

Занятие 19,20
1. Разминка (шаг
с носка, прямой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Насос».
3. Игровой
стретчинг

Н
О
Я
Б
Р
Ь

стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Марш»
Г. Свиридова.
5. Музыкальная
игра «Заиньказайка»
С.Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 13,14
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег,
ходьба на носках
и пятках).
2. Дыхательная
гимнастика
«Погончики».
3. Игровой
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.
5. Музыкальная
игра «Курочки и
петушок»
С.Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 21,22.
1. Разминка (шаг
с носка, прямой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Насос».
3. Игровой
стретчинг

стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Марш»
Г. Свиридова.
5. Музыкальная
игра «Заиньказайка»
С.Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 15,16
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег,
ходьба на носках
и пятках).
2. Дыхательная
гимнастика
«Погончики».
3. Игровой
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.
5. Музыкальная
игра «Курочки и
петушок»
С.Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 23,24
1. Разминка (шаг
с носка, прямой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Насос».
3. Игровой
стретчинг

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Я
Н
В
А
Р
Ь

«Колобок»,
«Паровозик».

«Колобок»«Паро
возик»
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.

Занятие 25,26
1.
Разминка.
2. Дыхательна
ягимнастика.
3. Партерна
я
гимнастика.
4. Исполнени
е музыкальноритмических
композиций по
желанию детей.
Занятие 32,33.
1. Разминка
(шаг с носка,
боковойгалоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погреемся».
3. Игрово
й
стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 27,28
Подготовка к
контрольному
итоговому
занятию.

Занятие 34,35
1. Разминка
(шаг с носка,
боковойгалоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погреемся».
3. Игрово
й
стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Куклы и
Мишки»
Д. Кабалевского.
5. Игровой
самомассаж,
релаксация.

«Колобок»«Паро
возик»
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.
5. Музыкальна
я игра
«Обезьянкии
тигр»
С.Насауленко
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 29,30.
Подготовка к
контрольному
итоговому
занятию.

«Колобок»«Паро
возик»
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.
5. Музыкальна
я игра
«Обезьянкии
тигр»
С.Насауленко
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 31
Итоговое
контрольное
занятие.

Занятие 36,37
1. Разминка
(шаг с носка,
боковойгалоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погреемся».
3. Игрово
й
стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Куклы и
Мишки»
Д. Кабалевского .
5. Музыкальна
я игра «Медведь
ипчелы» С.
Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 38,39
1. Разминка
(шаг с носка,
боковойгалоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погреемся».
3. Игрово
й
стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Куклы и
Мишки»
Д. Кабалевского .
5. Музыкальна
я игра «Медведь
ипчелы» С.
Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Занятие 40,41
Разминка (шаг с
высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Кошка».
3. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
Б. Савельева.
4. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 42,43
Разминка (шаг с
высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Кошка».
3. Игрово
й
стретчинг
«Коробочка».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
5. Игровой
самомассаж,
релаксация.

М
А
Р
Т

Занятие 48,49
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Обними плечи».
3. Игрово
й
стретчинг
«Корзиночка».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Найди себе
пару»
М. Спадавеккиа.

Занятие 50,51
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Обними плечи».
3. Игрово
й
стретчинг
«Корзиночка».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Найди себе
пару»
М. Спадавеккиа.
5. Музыкальна
яигра «Аист и
лягушки»
С. Насауленко.

Занятие 44,45
Разминка (шаг с
высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Кошка».
3. Игрово
й
стретчинг
«Коробочка» .
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
Б. Савельева.
5. Музыкальна
я игра «Медведь
ипчелы»
С. Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 52,53
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Обними плечи».
3. Игрово
й
стретчинг
«Корзиночка».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Найди себе
пару»
М. Спадавеккиа.
5. Музыкальна
яигра «Аист и
лягушки»
С. Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 46, 47
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Кошка».
3. Игрово
й
стретчинг
«Коробочка» .
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
Б. Савельева.
5. Музыкальна
я игра «Медведь
ипчелы»
С. Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 54,55
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Обними плечи».
3. Игрово
й
стретчинг
«Корзиночка».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Найди себе
пару»
М. Спадавеккиа.
5. Музыкальна
яигра «Аист и
лягушки»
С. Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

А
П
Р
Е
Л
Ь

Занятие 56,57
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ушки».
3.
Игровой
стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Песенка о лете»
Е. Крылатова.

Занятие 58,59
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ушки».
3.
Игровой
стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Песенка о лете»
Е. Крылатова.

Занятие 60,61
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ушки».
3.
Игровой
стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Песенка о лете»
Е. Крылатова.
5. Музыкальна
я игра «Барашки
иволк»
С. Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 62,63
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ушки».
3.
Игровой
стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Песенка о лете»
Е. Крылатова.
5. Музыкальна
я игра «Барашки
иволк»
С. Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.

М
А
Й

Занятие 64,65
Подготовка к
контрольному
итоговому
занятию.

Занятие 66,67
Подготовка к
контрольному
итоговому
занятию.

Занятие 68
Итоговое
контрольное
занятие.

Занятие 69,70
Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей.

2 отчетных концерта
Итого: 72 часа

2.2.2 Модуль 2: Содержание работы по музыкально-ритмическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в
развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и
изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению
разнообразных и сложных по координации движений – из области
хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с
детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная
музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному,
одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под
незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Развитие музыкальности:

воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это
за произведения и кто их написал;
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); разнообразный метроритм
(разнообразный, в том числе и синкопы).
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с
высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,
«гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп,
боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и
ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику
настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в
воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца,
доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие
асимметрию
из
современных
ритмических
танцев,
а
также
разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды
движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны,
самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных
композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
Развитие
творческих
способностей:

Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации,
самостоятельно создавая пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения – по фразам;
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности
звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
-развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:
радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру
настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и
животным, игровым персонажам;
воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям,
которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с
младшими детьми;
воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
(находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время
самостоятельных игр);
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и
т.д.
Показатели уровня развития детей:
выразительность исполнения движений под музыку;
умение самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений;

умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с
другими детьми;
способность
к импровизации с использованием оригинальных иразн
точность
и правильность исполнения движений в
танцевальных
игимнастических композициях.

Старшая группа
мес
яц
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Занятие 1,2.
Вводное занятие.
Диагностика
уровня музыкальнодвигательных
способностей детей на
начало года.

Занятие 3,4
1.
Разминка.
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ладошки».
3.
Игровой
стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальноритмическая
композиция «Марш»
Г. Свиридова.
5. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 9,10.
1. Разминка (бодрый
и спокойный шаг,
легкийбег, ходьба на
носках ипятках).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погончики».
3.
Игровой стретчинг
«Кошечка», «Достань
мяч».

Занятие 11,12
1. Разминка (бодрый
испокойный шаг,
легкий бег, ходьба на
носках и пятках)
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погончики»
3.
Игровой
стретчинг
«Кошечка», «Достань
мяч»
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.

Занятие 5,6
1.
Разминка.
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ладошки».
3. Игрово
й
стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Марш»
Г. Свиридова.
5. Музыкальна
яигра
«Заиньказайка»
С.Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 13,14
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег,
ходьба на носках
и пятках).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погончики».
3. Игрово
й
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.

Занятие 4.8
1.
Разминка.
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ладошки».
3. Игрово
й
стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Марш»
Г. Свиридова.
5. Музыкальна
яигра
«Заиньказайка»
С.Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 15,16.
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег, ходьба
на носках и пятках).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погончики».
3. Игрово
й
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.
5. Музыкальна

5.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Занятие 17,18.
1. Разминка (шаг с
носка, прямой галоп).
2. Дыхательная
гимнастика «Насос».
3.
Игровой стретчинг
«Колобок»,
«Паровозик».

Занятие 19,20.
1. Разминка (шаг с
носка, прямой галоп).
2. Дыхательная
гимнастика «Насос».
3.
Игровой
стретчинг
«Колобок»«Паровозик
»
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Занятие 25,26
1.
Разминка.
2. Дыхательна
ягимнастика.
3. Партерна
я
гимнастика.
4. Исполнени
е музыкальноритмических
композиций по
желанию детей.

Занятие 27,28.
Подготовка к
контрольному
итоговому занятию.

ая

Музыкальн

игра «Курочки и
петушок»
С.Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 21,22.
1. Разминка
(шагс носка,
прямой галоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Насос».
3. Игрово
й
стретчинг
«Колобок»«Паро
возик»
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.
5. Музыкальна
я игра
«Обезьянкии
тигр»
С.Насауленко
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 29,30
Подготовка к
контрольному
итоговому
занятию.

я игра «Курочки
и
петушок»
С.Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 23,24
1. Разминка (шаг
сноска, прямой
галоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Насос».
3. Игрово
й
стретчинг
«Колобок»«Паровоз
ик»
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.
5. Музыкальная
игра «Обезьянки и
тигр»
С.Насауленко
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 31
Итоговое
контрольное
занятие.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Занятие 32,33
1. Разминка (шаг с
носка, боковой галоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погреемся».
3.
Игровой стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 34,35
1. Разминка (шаг с
носка, боковой галоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погреемся».
3.
Игровой
стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Куклы и Мишки»
Д. Кабалевского.
5. Игровой
самомассаж,

Занятие 36,37.
1. Разминка
(шаг с носка,
боковойгалоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погреемся».
3. Игрово
й
стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Куклы и
Мишки»

Занятие 38,39
1. Разминка (шаг
сноска, боковой
галоп).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Погреемся».
3. Игрово
й
стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Куклы и Мишки»
Д. Кабалевского .

А
П
Р
Е
Л
Ь

Занятие 56-57
1. Разминка (шаг с
высоким подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательная
гимнастика «Ушки».
3.
Игровой стретчинг
«Березка», «Мостик».
4. Музыкальноритмическая
композиция «Песенка о
лете» Е. Крылатова.

Занятие 58-59
1. Разминка (шаг с
высоким подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательная
гимнастика «Ушки».
3.
Игровой
стретчинг
«Березка», «Мостик».
4. Музыкальноритмическая
композиция «Песенка
о лете» Е. Крылатова.

М
А
Й

Занятие 64-65
Подготовка к
контрольному
итоговому занятию.

Занятие 66-67
Подготовка к
контрольному
итоговому занятию.

Занятие 60-61.
1. Разминка
(шагс высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ушки».
3. Игрово
й
стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
4. Музыкально
-ритмическая
композиция
«Песенка о лете»
Е. Крылатова.
5. Музыкальная
игра «Барашки и
волк»
С. Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 68
Итоговое
контрольное
занятие.

Занятие 62-63
1. Разминка (шаг
свысоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
ягимнастика
«Ушки».
3. Игрово
й
стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
4. Музыкальн
о-ритмическая
композиция
«Песенка о лете» Е.
Крылатова.
5. Музыкальна
я игра «Барашки
иволк»
С. Насауленко.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.
Занятие 69-70
Диагностика уровня
музыкальнодвигательных
способностей детей.

2 КОНЦЕРТА
Итого: 72 часа
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
мес 1 неделя
2 неделя
яц
С
Занятие 1-2.
Занятие 3-4
Е
Вводное занятие.
Тема «Бальный танец»
Н
Диагностика уровня
- Рассказать о
Т
музыкальносовременных бальных
Я
двигательных
танцах – румба, танго,
Б
способностей детей на
фокстрот, квик-степ,
Р
начало года.
ча-ча-ча, самба.
Ь
Танец «Вальс» Е. Доги.

3 неделя

4 неделя

Занятие 5-6.
Движения рук:
port de bras.
Движения ног:
relleve; demi –
plie.
Танец «Вальс» Е.
Доги.

Занятие 7-8
Движения ног:
Вальс: par вальса
(по одному, по
парам); par balance
(на месте, с
продвижением
вперед, назад.
Танец «Вальс» Е.
Доги.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Занятие 9-10
Тема «Классический
танец».
- Познакомить детей с
понятием
«классический танец». –
Раскрыть содержание
термина «балет»,
показать фото и
видеоматериалы из
балетного спектакля.
Движения ног: battement
tendu, passé.
Музыкальноритмическая
композиция под музыку
Вивальди»
С. Никитин.

Занятие 11-12
Движения рук: port de
bras.
Движения ног: releve.
Музыкальноритмическая
композиция под
музыку Вивальди»
С. Никитин.

Занятие 13-14
Движения ног:
demi-plie.
Движение рук:
port de bras.
Музыкальноритмическая
композиция под
музыку
Вивальди»
С. Никитин.

Занятие 15
Итоговое занятие
«Золотая осень».

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Занятие 16-17
Тема «Историкобытовой танец»
- Рассказать о
разнообразии историкобытовых танцев: гавот,
мазурка.

Занятие 18-19
Движение ног: pas
eleve.
Движение рук: port de
bras.
«Танец Придворных»
Л. Боккерини.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Занятие 26-27
«Новогодний
карнавал» Ассоль.

Занятие 22-23
Движение ног: pas
balance.
Движение рук:
port de bras.
«Танец
Придворных»
Л. Боккерини.
Занятие 30
Итоговое занятие
«Новогодний
карнавал».

Я
Н
В
А
Р
Ь

Занятие 24-25
Тема «Современный
танец».
- Познакомить детей с
различными
направлениями в
современной
хореографии: хип-хоп,
брейк, диско, рок-нролл, фристайл.
«Новогодний карнавал»
Ассоль.
Занятие 31-32
Тема «Танцы народов
мира».
- Познакомить детей с
особенностями
национальных культур.

Занятие 20-21
Движение ног:
pas degage.
Движение рук:
port de bras.
«Танец
Придворных»
Л. Боккерини.
Занятие 28-29
«Новогодний
карнавал»
Ассоль.

Занятие 37-38.
Движения ног:
пружинящий шаг
под ручку по
кругу;
(мальчики):
присядка по 6
позиции с
выносом ноги
вперед на всю
стопу.
«Кадриль» В.
Теплов.

Ф
Е

Занятие 39-40
Тема «Русский

Занятие 35-36
Движения ног:
прыжок с
поджатыми;
(мальчики):
присядка
«мячик» (руки на
поясе –
кулачком).
Движения в паре:
соскок на две
ноги лицом друг
другу.
«Кадриль» В.
Теплов.
Занятие 43-44
Движения ног:

Занятие 33-34
Движения ног:
поочередное
выбрасывание ног
перед собой или крест
на крест на носок или
ребро каблука на месте
и с отходом назад,
«веревочка».

Занятие 41-42.
Упражнения на

Занятие 45-46
Движения ног:

В
Р
А
Л
Ь

народный танец».
- Рассказать о
разнообразии
характерных образов в
русских народных
танцах.

ориентировку в
пространстве:«карусел
ь»,
«воротца».
«Кадриль» В. Теплов.

М
А
Р
Т

Занятие 47-48
Тема «Испанский
танец»
- Рассказать детям об
особенностях испанской
культуры, характере и
манере исполнения
народных танцев.
- Показать
фотоматериалы
костюмов и
видеоматериал с
испанским народным
танцем.
Занятие 55-56
Тема «Цыганский
танец».
- Рассказать детям об
особенностях
цыганской культуры,
характере и манере
исполнения народных
танцев.
Занятие 62-63
Тема «Путешествие по
странам».

Занятие 49-50
Разучивание элементов
испанского танца.

А
П
Р
Е
Л
Ь

М
А
Й

(мальчики):
одинарные удары
ладонями по
внутренней или
внешней стороне
голени с
продвижением
вперед и назад.
Движения ног:
(девочки):
вращение на
полупальцах;
(мальчики):
«гусиный шаг».
Занятие 51-52
Разучивание
элементов
испанского
танца.

кадрильный шаг с
каблука,«ковырял
очка» (с притопом,
с приседанием, с
открыванием рук).
«Кадриль» В.
Теплов.

Занятие 57-58.
Разучивание
элементов цыганского
танца.

Занятие 59-60
Разучивание
элементов
цыганского танца.

Занятие 61
Итоговое занятие
«Весна стучится в
окна»

Занятие 64-65.
Диагностика уровня
музыкальнодвигательных
способностей детей.

Занятие 66-67
Подготовка к
итоговому
занятию.

Занятие 68
Праздник
«Выпуск детей в
школу».

Занятие 53-54
Разучивание
элементов
испанского танца.

4 КОНЦЕРТА
Итого: 72 часов

2.3.

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЁЙ.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение
является единственным общественным институтом, регулярно
и
неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность
оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
заложены следующие принципы:

ость друг к другу;

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не
только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний,
развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без
тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически
невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы
считаем:
•
Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение
семьи
ввосп
Задачи:
1)
формирование психолого - педагогических знаний родителей;
2)
приобщение родителей к участию в жизни МАДОУ;
3)
оказание помощи семьям воспитанников в развитии,
воспитании
иобучении детей;
4)
изучение и пропаганда лучшего семейного
опыта.Система работы с родителями включает:
ителей с результатами работы МАДОУ на общих
родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в
жизни МАДОУ;
ержанием работы МА ДОУ, направленной
на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
-массовых
мероприятий, работы родительского комитета;
м воспитания и развития ребенка в
разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах,
консультациях и открытых занятиях.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Формы общения:
−
Родительские собрания;
−
Консультации;
−
Индивидуальные беседы;
−

Оформление информационных стендов;

−

Открытые занятия;

−
Дни открытых дверей;
Анкетирование родителей:
−
Вновь поступающих детей;
−

Выявление социального заказа;

−

Выявление затруднений родителей в воспитании детей;

Эмоционально насыщенные формы общения:
−
Концерты
−

Праздники;

−

Развлечения;

−

Досуги;

−

Совместные мероприятия.

2.4.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА,
(РАЗРАБОТАНА
НА
ОСНОВЕ
МЕТОДИК
А.Н.ЗИМИНОЙ
ИА.И.БУРЕНИНОЙ).
Цель: Выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Младший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1.
Движение.
1)
соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в
соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец
музыки;
средний
– производит смену движений с запаздыванием, по
показувзрослого;
низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец
музыки.
2)
соответствие движений ритму музыки:
высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;
средний – выполняет движения с ошибками;
низкий – движения выполняются неритмично.
3)
соответствие движений темпу музыки:
высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это
сменой движения;
средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по
показу взрослого или других детей;
низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
4)
координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими
жестами):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2.
Воспроизведение метра и ритма.
1)
воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в
хлопках:
высокий
– ребёнок точно воспроизводит метрическую
пульсациюмузыкального произведения;
средний
– на протяжении выполнения задания кратковременно
теряетощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом
справляется с заданием. низкий – беспорядочные хлопки.
2)
воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё
пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок
знакомой песни
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3)
воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое
эхо»):высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без
ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1.
Движение.
1)
передача в движении характера знакомого музыкального
произведения
(3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других
детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий
– смену движений производит с запаздыванием, движения несоот
2)
передача в движении характера незнакомого
музыкальногопроизведения (фрагмента) после предварительного
прослушивания:
высокий
– движения соответствуют характеру музыки,
эмоциональноевыполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
низкий
– движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций
придвижении.

3)

соответствие ритма движений ритму музыки:

высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4)
координация движений и внимание («ритмическое эхо со
звучащимижестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2.
Воспроизведение ритма.
1)
воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой
песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
2)
воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на
инструменте:высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической
рисунок мелодии; средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3)
воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
4)
воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на
ударныхинструментах («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
3.
Творчество.
1)
сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2)
танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает
свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка
Координация, ловкость движений – точность движений, координация
рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития
координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную
сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и
согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла
- неодновременное, но правильное; верное выполнение
послеповторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные, оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям
предлагается под музыку (после предварительного прослушивания)
изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,
подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.
2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные
движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкальноигровой импровизации;
- Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей
гибкости корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра,
ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между
ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик
как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми.
Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в
которую ребенок упирался пальцами.
3см и меньше – низкий уровень (1 балл).
4-7см – средний уровень (2 балла)
8-11см – высокий уровень (3 балла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).

Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад
(руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся
достать пальцами ног до макушки.
3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балл – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении
образ и основные средства выразительности, изменять движения в
соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие
исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без
показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел
из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки.
(отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под
медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с
одного темпа на другой).
Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку
«прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и
заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства
музыкальной выразительности (темп, динамику)
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и
конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом,
ритмом, а также с началом и концом произведения.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из
музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление,
настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не
только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во
время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут
от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не
выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1,
Э-3).

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису»,
«девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
- Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении
ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от
детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма
несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она
невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно
используя короткие отрывочные высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети
должны постараться точно повторить его хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет
разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение
мимикой.
1.
4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
2.
3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
3.
2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
4.
1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
1
балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать
хлопками ритмический рисунок.
2
балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с
несложнымритмическим рисунком.
3
балла – точно передает ритмический рисунок.
Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Первый
уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал
высокуюдвигательную
активность детей, хорошую
координацию
движений,способность
к
танцевальной
импровизации.
Ребенок умеет
передаватьхарактер мелодии, самостоятельно начинать и
заканчивать движение вместес музыкой, менять движение на каждую
часть музыки. Имеет устойчивыйинтерес и проявляет потребность к
восприятию движений под музыку.Хлопками передает ритмический
рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая
творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет
лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт
только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в
движении. В образно - игровых движениях легко передает характер

персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после
повторного
показа
движений.

Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие
характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом,
но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая
скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание
музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом,
ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная,
движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в
творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями
не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
Упражнения на гибкость вызывают затруднения.
2.5.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами Программы после
освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
хореографические названия изученных элементов;
требования к внешнему виду на занятиях;
знать позиции ног.
Воспитанник будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта или музыкальнохореографического спектакля. Концерт (спектакль) является основной и
конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой
самореализации
дошкольников.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.
Музыкальный зал.
2.
Нотно-методическая литература.
3.
Учебники, методические пособия по всем разделам
хореографическойдеятельности:
а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967.
– 203 с.
в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112
с.
д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие
чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.:
Линка-пресс, 2006. - 272 с.
ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная
палитра, 2006. – 44 с.
з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
4.
Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
5.
Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
6.
Фортепиано.
7.
Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и
стилей,фотографии с изображением танцевальных коллективов.
8.
Мультимедийное оборудование
9.
Медиотека презентаций.

3.2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Общее количество часов – 72.
Период
прохожден
ия
материала

Перечисление тем

Сентябрь

Тема 1. Диагностика
уровня музыкальнодвигательных
способностей детей на
начало года.
Тема 2. Осенний
листопад.
-Познакомить детей с
понятиями «осень»,
«осенние листочки»,
«осенний листопад».
-Расширять знания
детей о понятиях
«танец»,
«ориентировка в
пространстве»,
«ровная спина»,
«носик смотрит
прямо».
-Учить первичным
навыкам «находить
свое место на краю
ковра», «двигаться по
краю ковра».

7

Тема 3. Заводные
султанчики.
-Познакомить детей с
понятиями «зима»,
«зимние праздники».
-Расширять знание
детей о понятиях
«линии», «повороты,
выпады вправо и
влево».
-Учить движения
хороводного шага,
держась за руки и
соблюдая правильную
форму круга.

8

Октябрь
Ноябрь

Итоговые
мероприятия

Кол-во
часов

Осенний
праздник

1

8

Декабрь
Январь

Количество
часов

Тема 4. У мамы –
кошечки.
-Познакомить детей с
понятиями «весна»,
«мамин праздник».
-Учить передавать
характер, мимику,

Праздник
1
Нового года

7
8

Праздник

Февраль

Март

Апрель

Май

пластику,
воображение, через
движения с сюжетным
наполнением танца.
-Расширять
имитационные знания
о понятиях
«кошечка точит
коготки»,
«умывается»,
«ползает», «виляет
хвостиком», «болтает
ножками».
Тема 5. Пестрые
ленточки.
-Развивать
музыкальноритмическую
координацию
движений,
способность
выразительно
двигаться в
соответствии с
характером музыки,
используя предметы.
-Расширять умение
перестраиваться из
большого круга в
маленький и наоборот,
не держась за руки.
-Учить детей
движением в работе с
лентой: «поочередное
поднятие рук»,
«круговые движения
рук», «змейка»,
«водопад».
Тема 6. Любимые
танцы.
-Повторение и
закрепление
пройденного за
учебный год
материала.
-Способствовать
формированию
настойчивости,
выдержки в
достижении
результатов на
занятиях
хореографией.
-Учиться музыкально,
выразительно и
эмоционально

8

8 марта

1

7

Весенний

праздник
1

7

7

Показ
итогового
занятия

1

передавать
характерные движения
в танце.
Тема 7. Диагностика
уровня музыкальнодвигательных
способностей детей.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Возраст: 5-6 лет
Общее количество часов – 72.
Количество в неделю – 2.
Период
прохожден
ия
материала

Перечислени
е тем теория

Сентябрь

Тема1.
«Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей на
начало года.
Тема 2.
«Культура
поведения
на занятиях
хореографии»
Тема 3.
«Культура
поведения
в театре»
Тема 4.
«Танцевально
е искусство»
Тема 5.
«Виды
хореографии»

Октябрь

Ноябрь
Декабрь

Январь
Февраль
Март

Апрель

Тема 6.
«Сюжетный
танец»
Тема 7.
«Народный
танец»
Тема 8.
«Бальный
танец»
Тема 9.
«Историко –
бытовой

Кол
ичес
тво
часо
в
2

Перечисление
тем, практика

Тема 1.
«Волшебная
осень»

Итоговые

5

«Путешествие
в осенний лес»

1

«Новогодняя
сказка»

1

«Весенняя
капель»

1

1

7

1

7

1

Тема 2.
«Здравствуй,
гостья-зима!»

6

1

7

1

7

1

1

Тема 4.
«В гости
к весне»

Кол-во
часов

Количе
ство
часов

6

7

мероприятия

танец»

Май

Тема 10.
«Танцевальн
ый
Воскресник»

1

Тема 5.
«Здравствуй,
лето!»

6

«Летний
калейдоскоп»

1

Возраст: 6-7 лет
Общее количество часов – 72 ч.
Количество в неделю – 2.
Период
прохожд
е ния
материа
ла
Сентябр
ь

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Январь
Февраль
Март

Апрель

Май

Перечисление
тем теория

Коли
честв
о
часов

Тема1.
«Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей на начало
года.
Тема 2.
«Бальный танец»
Тема 3.
«Классический
танец»
Тема 4.
«Историко –
бытовой танец»
Тема 5.
«Современный
танец»

2

Перечислени
е тем
практика

Тема 1.
«Волшебная
осень»

Коли
честв
о
часов
6

1

6

1

7

1

Тема 2.
«Здравствуй,
гостья-зима!»

6

Тема 6.
«Танцы народов
мира»
Тема 7.
«Русский
народный танец»
Тема 8.
«Испанский
танец»

1

7

1

7

Тема 9.
«Цыганский
танец»
Тема 10.
«Путешествие по
странам»

1

1

1

Тема 4.
«В гости
к весне»

7

Итоговые
мероприятия

Кол-во
часов

«Золотая осень»

1

«Новогодний
карнавал»

1

«Весна стучится в
окна»

1

«Выпуск детей в
школу»

1

6
Тема 5.
«Здравствуй,
лето!»

6

3.3.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб,
2000. - 220 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967.
– 203 с.
Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие
чувстваритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.:
Линка-пресс, 2006. - 272 с.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная
палитра, 2006. – 44 с.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевальноигроваягимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
3.4.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Процесс достижения поставленных целей и задач программы
осуществляется в сотрудничестве обучающегося и педагога. Успех воспитания
и обучения во многом зависит от того, какие педагогические технологии и
какие формы, методы и приемы используются педагогом, чтобы донести до
обучающихся определенное содержание, сформировать у них знания, умения,
навыки, а также развить творческие способности.
В традиционном обучении преобладают объяснительно - иллюстративные
методы обучения и монолог педагога, рассчитанный на передачу знаний в
готовом виде и развитие воспроизводящей памяти у обучающегося. Для
творческого и интеллектуального развития необходимо организовать работу
по самостоятельному получению ими новых знаний в процессе поиска,
размышлений, сопоставления уже имеющихся знаний. Такое обучение
является развивающим и считается наиболее эффективным при обучении
изобразительному искусству. Принципы развивающего обучения реализуются
в технологии проблемного (исследовательского) обучения, суть которого
состоит не в сообщении педагогом знаний в готовом виде, а в постановке
проблемных задач перед воспитанниками, побуждающих их искать пути и
средства
решения.
Основными
методами
проблемного
обучения
применяемыми в процессе реализации данной программы: диалоговые методы,
эвристические беседы, поисковая деятельность, метод проектов, креативные

методы (метод мозгового штурма, метод эвристических задач и т.д.).
Применение
на
занятиях
технологии
творческой
деятельности позволяет выявлять, развивать творческие
способности детей, приобщать их к разнообразной творческой
деятельности с выходом на конкретный продукт (эскиз, макет,
изделие); способствует воспитанию активной творческой
личности. Занятие строится таким образом, чтобы вызвать
интерес у обучающихся к самостоятельной творческой
деятельности, их стремлению делать все самим. В любом задании
должно присутствовать открытие, к которому обучающегося
подводит педагог.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими
деятельность обучающихся на занятиях. Ведь игра – это вид
деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание
и усвоение общественного опыта, в котором у ребенка
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Применение игровых технологий актуально для любого возраста
обучающихся и применяется на всех этапах обучения.
На различных стадиях обучения ведущими могут выступать как
традиционные
методы
(словесные,
демонстрационные,
практические), так и методы по возрастанию степени
самостоятельности
обучающихся
(объяснительноиллюстративные,
репродуктивные,
частично-поисковые,
проблемные, исследовательские).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».