Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Разноцветные голоса

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Целевой раздел программы…………….…………………………………………….
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….
1.1.1. Цели и задачи программы…………………………………………………………..
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы………………………………….
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.…………
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………
2. Содержательный раздел программы………………………………………………..
2.1. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным
областям……………………………………………………………………………………
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
образовательной программы дополнительного образования …...……………………..
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик……………………………………………………………………………………..
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников ………………………………………...
3. Организационный раздел программы…...…………………………………………
3.1. Организация развивающей предметно–пространственной образовательной
среды……………………………………………………………………………………….
3.2. Календарный учебный график………………………………………………………
3.3. Учебный план образовательной деятельности……………………………………..
3.4. Учебно-тематический план Программы……………………………………………
3.5. Оценочные материалы по эффективности программы……………………………
3.6. Материально техническое обеспечение программы……………………………….
3.7. Методические материалы и средства реализации программы…………………….

2

3
3
5
6
7
11
12
12
13
13
15
16
17
17
17
18
18
20
22
23

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные
голоса» художественной направленности (далее – Программа) разработана для разновозрастного
детского объединения, ориентирована на детей от 3 - 7 лет.
По форме организации образовательного процесса – очная, предполагает срок освоения 1
год, с сентября по май. По уровню освоения программа общеразвивающая.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (далее – Закон об образовании);
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей (утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) (далее Федеральный приоритетный проект);
- Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации 9.11.2018 г. №196»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 – Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
3

- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
26.06.2019 г.
№70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
- Лицензия и Устав МБДОУ – детского сада № 370, утвержденный Распоряжением
Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 769/46/36 от 04.04.2016 года.
Актуальность и новизна. Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно
голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент,
таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим
голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка,
сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое
способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для
творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и
современных песен с музыкальным сопровождением.
Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие
голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой
действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового
пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям.
Для детей всех возрастов занятия вокалом - это источник раскрепощения,
оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и
гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой
деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и
т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля
и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для
ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Спланированная деятельность позволит воспитанникам развить вокальные данные, что
позволит раскрыть творческие певческие способности для последующего участия в праздниках и
конкурсах исполнительского мастерства.
Отличительные
особенности
программы.
Программа
предусматривает
дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических
особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения
позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности:
умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои
действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных,
психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий,
методику вокального воспитания детей, совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии
обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс,
конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. В образовательном процессе программы используются
инновационные технологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные, игровые
технологии.
4

Наполняемость группы. Занятия по программе проводятся в группах от 8 до 18 человек.
Категория обучающихся рассчитана на младший, средний, старший дошкольный возраст (3-7
лет). На момент формирования групп может учитываться возраст детей для организации занятий
в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один года обучения (с
сентября по май). Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут (36 ч. в год).
1.1.1. Цели и задачи программы
Цели программы.
• создание условий для развития творческого потенциала музыкально одаренного ребенка и
нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность и
приобщения к вокальному искусству, поэтическому слову и фольклору.
Задачи программы.
Образовательные задачи:
• продолжить формировать навыки певческой установки воспитанников;
• научить использовать при пении мягкую атаку;
• продолжить формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
• продолжить формировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение в
ансамбле слитно, согласованно;
• обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля.
Развивающие задачи:
• развить гармонический и мелодический слух;
• совершенствовать речевой аппарат;
• развить вокальный слух;
• развить певческое дыхание;
• развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
• расширить диапазон голоса;
• развить умение держаться на сцене.
Воспитательные задачи:
Продолжить:
• воспитывать эстетический вкус воспитанников;
• воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
• воспитывать чувство коллективизма;
• способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с
партнёрами;
• воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность.
Коррекционные задачи:
• создавать условия для пополнения словарного запаса;
• проводить коррекцию речи, звукопроизношения;
• развивать память, внимание воспитанников;
• формировать эмоционально-волевую сферу воспитанников
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
5

Программа сформирована с учетом принципов, составляющих основу ФГОС ДО:
• Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства;
• Полноценное проживание ребенком
всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
• Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы (методологические):
• Деятельностный подход – центральной категорией данного подхода является категория
деятельности, которая предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его
действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения
своих потребностей;
• Личностный подход предполагает формирование его личностных качеств как приоритетного
направления развития, а также утверждение в образовательный процесс субъект-субъектных
(партнерских) отношений между педагогами и детьми;
• Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную,
эмоциональную и практическую сферы личности ребенка
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Национально - культурные характеристики
Свердловская область сохраняет за собой статус крупнейшего по численности населения
региона (5-е место среди регионов России). Это высоко урбанизированный регион, доля
городского населения составляет 84,1 процента. На протяжении многих веков Урал оставался
перекрёстком путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во
многом предопределило полиэтнический состав населения и многообразную и сложную
этническую историю.
Урал рубежа XX-XXI веков - уникальный этнический и социокультурный регион, в
котором проживают представители более 100 национальностей (русские, татары, башкиры,
марийцы, удмурты, чуваши, мордва, украинцы, немцы, азербайджанцы, белорусы, армяне,
таджики, узбеки, киргизы, казахи, и другие народы.).
Екатеринбург - развивающийся многонациональный город с особой историей и
традициями. В Екатеринбурге функционируют несколько десятков библиотек. Наиболее
крупные библиотечные организации - Свердловская областная универсальная научная
библиотека им. В. Г. Белинского - крупнейшая публичная библиотека в Свердловской области, и
Муниципальное объединение библиотек, включающее в себя 41 библиотеку по всему городу, в
том числе Центральную городскую библиотеку им. А. И. Герцена. В городе действует около 50
различных музеев. С 1943 года в городе функционирует Свердловская киностудия, где
снимаются не только документальные, но и художественные фильмы. Помимо этого, в городе
есть зоопарк и цирк. 18 июня 2011 года в Екатеринбурге стартовал проект «Красная Линия». Это
линия красного цвета, нанесенная на пешеходную часть дорог. На данный момент соединяет 34
памятных места.
Содержание дополнительного дошкольного образования в МБДОУ включает в себя
вопросы истории и культуры родного города, региона, природного, социального и рукотворного
мира, который с детства окружает маленького ребенка.
6

Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных
традиций семей воспитанников МБДОУ.
Климатические характеристики
Природно-климатические условия Среднего Урала сложны и многообразны.
Образовательный процесс осуществляется в условиях умеренно континентального климата с
достаточным увлажнением, характерной резкой изменчивостью погодных условий, хорошо
выраженными сезонами года.
Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается ознакомление
детей с природно-климатическими условиями и особенностями Свердловской области,
воспитание любви к родной природе.
Дополнительное образование у детей дошкольного возраста организовано в соответствии
с требованиями СанПиН.
Территориальные характеристики
МБДОУ - детский сад № 370 находится в микрорайоне Уралмаш, расположенного в
северной части города и относится к Орджоникидзевскому административному району города
Екатеринбурга. В районе находятся такие крупные предприятия как - УЗТМ, УЭТМ, ТМЗ, ЗИК,
и т.д.
В непосредственной близости от МБДОУ расположен парк Победы, представляющий
интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.
Социально – демографические характеристики
Социально – демографические характеристики определились в ходе статистических и
социально-педагогических исследований в дошкольном образовательном учреждении:
• образование родителей (законных представителей) (высшее образование, незаконченное
высшее, средне – специальное, среднее образование);
• состав семьи (полная, неполная семья, многодетная семья, приемная семья (опекуны),
малообеспеченная семья, количество детей в семье;
• здоровье воспитанников (общая заболеваемость детей, часто болеющие дети, количество
детей с отклонениями в физическом развитии).
Основными участниками реализации образовательной программы дополнительного
образования являются дети дошкольного возраста, родители (законные представители),
педагоги.
В дошкольном учреждении дополнительное образование организовано для 5 возрастных
групп для детей от 3 до 7 лет. Все группы общеразвивающей направленности.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет:
Голосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки
тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого.
Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным
резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов)
развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту, певческому
диапазону (ми-си), простотой мелодии без резких скачков, содержать короткие музыкальные
фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при
незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.
Задачи:
7

-учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
-внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в
конце и середине слов;
-правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си, петь м помощью педагога, с
музыкальным сопровождением и без него;
-формировать коллективное пение, учить одновременно начинать и заканчивать песню; не
отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.
Следует уделять внимание звукообразованию: петь естественным, высоким светлым
звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает тембр голоса, отрицательно
сказывается на интонировании, гибельно отражается на голосовых связках. Учить детей хорошо
открывать рот, стараясь привить навык плавного пения. Связь между вокальными и речевыми
способностями. Если разговаривает звонким голосом, то и в пении высокое звучание. Важно,
чтобы ребёнок услышал свой голос и почувствовал свой голос, тогда он постепенно начнёт петь
естественным голосом.
В процессе музыкально-слухового восприятия большую роль играет зрительная
наглядность.
В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного
различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также
индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут
точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к
самостоятельности.
Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от наглядно-действенного
мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У
ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет:
Совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на
формирование его голосового аппарата по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью.
Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он
усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее, чем головной. Поэтому голос у
детей 5-6 лет не громкий, но звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у
детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети этого возраста поют уже в более широком диапазоне (ре1-до2). Низкие звуки звучат
более напряженно, поэтому в работе надо использовать песни с удобной тесситурой. (Такие
звуки могут быть проходящими) Примарными звуками являются (ми, фа-си) Именно в этом
диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до1 звучит тяжело, его надо избегать.
Задачи:
-Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до2,
брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

8

-продолжать учить правильно передавать мелодию.mf, p. В разных темпах с
сопровождением и самостоятельно.
-учить сольному исполнению ранее выученных песен.
К концу года различать звуки по длительности и высоте в пределах квинты, слышать
движение мелодии вверх, вниз.

Возрастные особенности детей 6 – 7 лет:
Это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о
музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать
музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах,
почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для
воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что
аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования,
проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей,
показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если
ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства
«музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать
в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и
танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию.
В вокальной работе с детьми этого возраста, следует учитывать, как
психологические, так и физиологические особенности развития ребёнка. Голосовые
мышцы у детей ещё не совсем сформировались. Певческое звукообразование происходит
за счет натяжения краёв связок, поэтому форсирование следует исключить. Крикливость
искажает тембр голоса, отрицательно влияет на выразительность исполнения. Попрежнему учим петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. И только в этом случае
у них разовьётся правильные вокальные навыки, в голосе появится напевность, он станет
крепким и звонким.
У детей этого возраста увеличивается объём легких, дыхание становится более
глубоким- это позволяет использовать в работе песни с более длинными музыкальными
фразами. Систематический показ правильного исполнения, указывать на неразрывность
слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы в процессе пения способствует
выработки широкого дыхания. У детей расширяется диапазон. Большинство могут
правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная систематическая
работа позволяет расширить диапазон всех детей. (до1-ре2).
Задачи
-петь выразительно (динамические оттенки, средства выразительности пределах
до1-ре2.
-дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами.
-самостоятельно начинать и заканчивать песню.
-петь индивидуально и коллективно.
-продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуковысотный
слух, творческую активность.
9

-развивать стремление самостоятельно исполнять песни.
Характеристика педагогических
отношений.

работников как участников образовательных

Эффективность реализации дополнительных образовательных программ напрямую
зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Управление системой
дополнительного образования в МБДОУ - детском саду №370 организует заместитель
заведующего, курирующий организацию дополнительного образования.
Система дополнительного образования МБДОУ - детском саду №370 укомплектована
квалифицированными
педагогическими
кадрами,
обеспечивающими
реализацию
дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной, технической,
художественно-эстетической, естественнонаучной, социально-педагогической направленностей
для детей.
Развитие профессиональной компетентности педагогов осуществляется через:
• корпоративную систему повышения квалификации педагогов;
• курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО СО «ИРО»;
• тематические педагогические советы;
Какими качествами должны обладать педагоги?
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного
образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные
обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:
• Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к
профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессиональнопедагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению
овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный
уровень.
• Эмпатия.
Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться
на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности
дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка,
проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
• Педагогический такт.
Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и
вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание
ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость
поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
• Культура профессионального общения.
Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с
детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.
• Педагогическая рефлексия.
От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной
деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги,
оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных
выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для
того, чтобы получить лучшие результаты.
• Авторитетность.
Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться
авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным
10

качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой
авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю,
преданному своему делу.
Современный воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями
в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической
интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.
Психолого-педагогические условия реализации программы дополнительного образования.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:
• Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
• Использование в дополнительной образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• Построение дополнительной образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
• Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу освоения программы ребенок:
• приобретет опыт восприятия песен разного характера, проявляет устойчивый интерес
к вокальному искусству;
• овладеет вокальными навыками, поёт естественным голосом, без напряжения,
протяжно. Внятно произносит слова, понимая их смысл, пропевает гласные в словах и
правильно произносит окончания слов. Умеет правильно передавать мелодию в
пределах своего диапазона, чисто интонирует. Может петь без помощи руководителя;
• различает звуки по высоте, слышит движение мелодии, постепенное и
скачкообразное. Точно воспроизводит и передаёт ритмический рисунок. Умеет
контролировать слухом качество пения, поёт в ансамбле с другими детьми, не
отставая и не опережая. Может петь без музыкального сопровождения;
• проявляет активность в песенном творчестве, старается петь артистично,
перевоплощаясь в художественный образ произведения. Это проявляется в мимике
лица, движениях рук и корпуса. Практически использует полученные умения и
навыки при выступлениях на праздниках, концертах.

11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности
по пяти образовательным областям
Содержание программы включает совокупность пяти образовательных областей, которые
обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно-эстетическому и физическому. Образовательная деятельность
осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности на занятиях.
Интеграция с образовательными областями развития
Образовательная область
Задачи
«Социально-коммуникативное развитие»
- решение проблемных ситуаций,
- воспитание дружеских взаимоотношений.
- развитие умения поддерживать беседу,
обобщать, делать выводы, высказывать
свою точку зрения.
«Познавательное развитие»
- умения классифицировать, сравнивать,
выстраивать последовательность действий
и событий;
- закреплять знания детей в разнообразном
окружении
- умение разгадывать загадки
«Речевое развитие»
- учить проговаривать небольшие стихи и
загадки об окружающем мире,
- расширении словарного запаса, умения
формулировать свою мысль, отвечать на
вопросы педагога.
«Художественно-эстетическое развитие»
- воспитывать желание участвовать в
совместной трудовой деятельности,
бережное отношение к материалам и
инструментам;
- учиться использовать различные
материалы и техники для создания работы;
«Физическое развитие»
- развивать мелкую моторику рук
Программа определяет содержание и организацию дополнительной образовательной
деятельности детей дошкольного возраста.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Содержание программ дополнительного образования реализуется в течение учебного года
в зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом для каждого объединения
дополнительного образования.
Режим работы согласно расписанию. Планируемые результаты можно увидеть в процессе
работы объединения дополнительного образования. Формы подведения итогов реализации
дополнительной программы: участие детей в конкурсах, фестивалях, концертах на различных
уровнях.
12

Концепция программы дополнительного образования во главу угла ставит идею развития
личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных
качеств.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
образовательной программы дополнительного образования
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в
самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с
использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной
работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается
участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание
занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с
педагогами, самостоятельная деятельность. Так же особое внимание уделяется на совместные
проекты и деятельность с родителями.
Формы организации работы вокального кружка: занятие, занятие – постановка, репетиция,
беседы, творческое задание, игры, концерты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает
взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Формы занятий: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности:
игровая,
коммуникативная,
музыкально-художественная,
непосредственно-пение,
познавательная деятельность.
В ходе теоретических занятий излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями,
презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские
способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов и родителей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов,
фестивалей.
Используемые методы, подходы и приемы обучения:
• метод импровизации сценического движения – это один из основных производных
Программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое
исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и
слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене,
сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие
исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять
исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом;

13

• творческий метод: используется в данной программе, как важнейший художественно
– педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее
практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку
и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности
вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкальносценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена
вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,
инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии;
• словесный (художественное слово, беседа, объяснения, вопросы, указания, образные
сюжетные рассказы);
наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные
ориентиры);
наглядно практический (повторение упражнений, проведение в игровой
форме);
Приемы работы:
• сольное и ансамблевое пение,
• слушание различных интерпретаций исполнения,
• добавление элементов импровизации,
• движения под музыку,
• элементы театрализации.
2.3. Особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в
процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует
обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Особенность
организации
образовательной
деятельности
по
Дополнительной
общеобразовательной программе «Разноцветные голоса» - ситуационный подход. Основной
единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма
совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется
педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной
деятельности. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания
образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный
характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом
содержании.
Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых
умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие
способности рассуждать и делать выводы.
Педагог создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять
свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи,
проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.
Организованные педагогом образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью
понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы,
разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические
модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении,
14

обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и
деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной
жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в
образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Педагог также широко использует ситуации выбора (практического и морального).
Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и
условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений,
их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и
творчества.
Культурные практики
Программа предполагает организацию разнообразных культурных практик, ориентированных
на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В
культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит
преимущественно групповой характер.
Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, строительно-конструктивные игры)
направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений,
необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта
носят проблемный характер. Такие ситуации могут быть реально-практического характера
(оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных
сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях
условно-вербального характера педагог обогащает представления детей об опыте разрешения тех
или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с
личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления
заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах.
Ситуации могут планироваться заранее, а могут возникать в ответ на события, которые
происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового
характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный
характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд (размещение/уборка принадлежностей).
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность. Деятельность педагога по
поддержке детской инициативы:
• Создание ситуаций успеха
• Создание проблемных ситуаций
• Создание ситуации выбора
• Создание игровых ситуаций для развертывания спонтанной и самодеятельной игры
• Создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми
• Создание ситуаций, побуждающих к высказываниям (возможность высказаться)
• Формирование ритуалов и традиций группы
• Групповой сбор
• Обогащение сенсорного опыта
• Приоритет групповых и подгрупповых форм работы над индивидуальными
15

• Доступность развивающей предметно-пространственной среды для различных видов
деятельности
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
В ходе деятельности по программе «Разноцветные голоса» особое значение уделяется
работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая
среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на
занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации
данной программы.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе договора об образовании по
дополнительной общеразвивающей программе.
Задача педагога:
• Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку.
• Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей.
• Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы:
• информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
•
«открытые занятия» для родителей с просмотром занятий.

16

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Организация развивающей предметно–пространственной
образовательной среды
Реализация программы дополнительного образования у дошкольников, предусматривает
наличие соответствующей развивающей предметно–пространственной образовательной среды,
способствующей развитию воспитанников.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
При создании развивающей предметно - пространственной среды учтены требования
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые
должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных
областях.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
Развивающая среда должна быть:
1. Вариативной.
Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в
разных видах занятий, при этом создавая их вариативное содержание для развития
произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
2. Полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех составляющих
воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования
различных составляющих предметно-развивающей среды.
3. Трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей
среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
4. Адаптационной и доступной для каждого ребенка; в зависимости от подготовленности
детей; при создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к
жизнедеятельности детей, находящихся в этой среде, то есть учитывать их антропометрические,
физиологические и психологические особенности.
5. Безопасной, т.е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению
надёжности и безопасности их использования.
3.2. Календарный учебный график
Один год обучения
Младший и старший дошкольный
возраст (3-7 лет)
1

Содержание
Количество групп
17

Начало учебного года
Окончание учебного года
Новогодние и праздничные дни
Сроки проведения мониторинга наконец года
(итоговый)

01.09.
31.05.
с 01.01. по 10.01.
с 18.05. по 22.05.

Продолжительность учебного года (без учета
новогодних и праздничных дней)

36 недель

3.3. Учебный план образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность
один год обучения дошкольный возраст (3– 7 лет)
Длительность НОД
30 минут
неделя
месяц
год

Наименование
курса
«Разноцветные
голоса»

1

4

36

3.4. Учебно – тематический план Программы
Программа «Разноцветные голоса» (один год обучения, возраст 3 – 7 лет):
№
п.п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Название
раздела,
темы
Всего
Вводное.
2
Знакомство с детьми.
Правила поведения на
занятии,
прослушивание
голосов
Что такое музыка? Для
чего она нужна
человеку? Охрана
голоса, певческая
установка
«Звуки вокруг нас».
Охрана голоса,
певческая установка
Дирижёрский жест,
развитие
ритмического
слуха
Звукообразование и
звуковедение

5

Формирование
качества звука.
Интонация

8

Количество часов
Теории
Практики
1
1

Формы контроля

Наблюдение

1

4
Наблюдение

3

1

2
Наблюдение

3

1

2
Наблюдение

3

1

2
Наблюдение

1

3
Наблюдение
18

7.

8.

Концерт
«Разноцветные
голоса»
Диагностическое
обследование детей

4

1

3
Наблюдение

8

2

6
Диагностические
задания

19

Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Вводное. Знакомство с детьми. Правила поведения на занятии, прослушивание голосов
Раздел 2. Что такое музыка? Для чего она нужна человеку? Охрана голоса, певческая
Раздел 3. «Звуки вокруг нас». Охрана голоса, певческая установка
Раздел 4. Дирижёрский жест, развитие ритмического слуха
Раздел 5. Звукообразование и звуковедение
Раздел 6. Формирование качества звука. Интонация
Раздел 7. Концерт «Разноцветные голоса»
Раздел 8. Диагностическое обследование детей
3.5. Оценочные материалы по эффективности программы
Изучение результативности работы строится на основе: входной и итоговой
педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
Критерии оценки
1.Эмоциональный отклик на проявление эстетического в природе, явления
окружающей жизни, произведения изоискусства. Видение красоты людей и их поступков.
2. Видение свойств предметов, живых объектов и явлений, знание эстетических и сенсорных
признаков, которые делают их красивыми и некрасивыми.
3. Участие в художественной деятельности, эмоционально - эстетическая оценка, высказывание
собственного суждения (при активном побуждении взрослого).
4. Владение достаточно качественными (соответственно возраста) навыками и умениями,
способами различных видов аппликации.
5. Использование полученных знаний и умений в собственной деятельности,
проявление самостоятельной и творческой инициативы.
Описание используемых оценочных средств
Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с
помощью следующих методов диагностики:
- наблюдение;
- практическое задание.
С целью выявления уровня освоения программы осуществляется в конце учебного года
промежуточная диагностика. Кроме того, проводится входная диагностика перед изучением
курса с целью выявления уровня подготовки, желания обучаться по данной дополнительной
программе.
Вопросы для входной диагностики по дополнительной общеразвивающей программе
«Разноцветные голоса»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Цель – выявления уровня подготовки к освоению Программы, интереса к ней.
Ты любишь музыку?
Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
20

9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
На основании анализа полученных от детей ответов и выполнения упражнений делается
вывод об уровне готовности ребенка к освоению Программы «Разноцветные голоса»:
1) ребенок уверенно поет и отвечает на вопросы педагога, проявляет интерес к пению и
желание учиться - высокий уровень готовности к обучению по Программе;
2) ребенок затрудняется петь и отвечать даже после наводящих вопросов педагога,
теряется, не испытывает интереса к пению, не имеет желания учиться – низкий уровень
готовности к обучению по Программе.
Выявление уровня готовности ребенка к освоению Программы необходимо педагогу для
выстраивания индивидуальной траектории обучения ребенка
Задания для промежуточной диагностики по дополнительной общеразвивающей программе
«Разноцветные голоса»
Задание №1.
Цель:выявить уровень освоения вокальных навыков пение естественным голосом, без
напряжения, протяжно; внятно произносить слова, понимая их смысл, пропевать гласные в
словах и правильно произносить окончания слов; умения правильно передавать мелодию в
пределах своего диапазона, чисто интонировать; умения петь в ансамбле, сольно, с музыкальным
сопровождением и без него; выявить уровень развития интереса к вокальному искусству.
Методика проведения:
Предложить детям исполнить знакомые песни (варианты песен: «В траве сидел кузнечик»,
«Два кота», «Я на солнышке лежу», «В лесу родилась елочка» и др.), вместе с педагогом, хором,
вольно с музыкальным сопровождением и без него.
При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок:
3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок, проявив интерес к вокальному искусству
2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки, проявив интерес к вокальному
искусству
1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок, не проявляя интересе к
вокальному искусству.
Задание №2.
Цель: выявить уровень умения различать звуки по высоте
Методика проведения:
Предложить детям повторять на слоги «ле», «ля», «ма» и др. небольшие мелодические
обороты, сыгранные педагогом на фортепиано; выполнить артикуляционные упражнения
«Язычок», «Футбол», «Хомяки», логопедическую распевку «Потешка».
При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок:
3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок
2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки
1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок
Задание №3.
21

Цель: выявить уровень умения слышать движение мелодии, точно воспроизводить
ритмический рисунок
Методика проведения:
Предложить детям двигаться соответственно музыкальному фрагменту («Веселые ножки» р.н.
мелодия, «Марш» Е. Тиличеевой). Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на
смену музыкальной фразы.
При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок:
3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок
2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки
1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок
Результаты промежуточной диагностики вносятся в таблицу 1

Занание
3

Фамилия,
имя ребенка

Занание
2

№

Занание
1

Таб.1
Суммарный
балл

Уровень

1
2
3
Суммарное количество набранных ребенком баллов позволяет сделать вывод об уровне
освоения Программы:
1) от 7 до 9 баллов - высокий уровень (ребенок имеет устойчивый сольный и хоровой
певческий навык; умеет «по ролям» исполнять разученные распевки, песни; различает звуки по
высоте; умеет слышать движение мелодии и точно воспроизводить ритмический рисунок;
проявляет большой интерес к вокальному искусству);
2) от 4 до 6 баллов - средний уровень (певческий навык сольный и хоровой имеется, но
ребенок интонирует неточно, не всегда внятно пропевает слова, не всегда правильно передает
мелодию в пределах своего диапазона и воспроизводит ритмический рисунок; проявляет интерес
к вокальному искусству);
3) до 3 баллов - низкий уровень (певческий навык сольный и хоровой слабый, ребенок
невнятно пропевает слова, неправильно воспроизводит ритмический рисунок, интерес к
вокальному искусству слабый).
3.6. Материально техническое обеспечение программы
Образовательная деятельность осуществляется в музыкальном зале, оснащенном в
соответствии с требованиями ФГОС ДО, санитарными нормами и требованиями пожарной
безопасности.
Для реализации Программы имеются следующие средства обучения:
Технические средства обучения
• Фортепиано
• Музыкальный центр
22

•
•
•
•
•

Компьютер
Мультимедийное оборудование
Микрофоны
Музыкальные инструменты
CD, DVD диски, видео,фото материалы.

3.7. Методические материалы и средства реализации программы
Учебно-наглядные пособия:
• Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры, упражнения
используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных
инструментах.
• Комплексы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
• Программы, сценарии концертов.
• Сборники песен, попевок.
• Комплект наглядных пособий - М.Ю.Картушиной
• Картотека иллюстраций к музыкальным произведениям
• Портреты русских, советских и зарубежных композиторов
• Графические и ритмические схемы распевок и упражнений
• Музыкально-дидактические игры
• Нотное и ритмическое лото

Список используемой литературы:
1. Программа «Ладушки» М.Каплунова и М.Новоскольцева-Издательство
2. «Композитор Санкт-Петербург 2011 г.»;
3. Вокально-хоровая
работа в
детском
саду
Издательство Москва «Скрипторий 2003» 2012 г.;

М.Ю.Картушина

ООО

4. Хоровое сольфеджио
Г.Струве 1 часть для дошкольников и младших школьников
Издательство ЦСДК г. Москва 2006 г.;
5. Хоровое пение
г.;

в детском саду. В.А.Шереметьев Издатель Т.Лурье Челябинск, 2001

6. Музыка-детям Н.А.Метлов Москва , Просвещение,1985 г.;
7. Логопедические распевки Т.С. Овчинникова – СПб, Каро, 2006 г.;
8. Фонопедический метод развития голоса, 1 уровень В.В.Емельнов: Развивающие
голосовые игры.-СПб, 1999 г.;
9. Музыкальное воспитание дошкольников. О.П.Радынова, А.И.Катинене. А.И.
Палавандишвили. Москва.Просвещение: Владос, 1994 г.
10. Учите детей петь Т.М.Орлова, С.И. Бекина М.Просвещение1897 г.
23

Нотные сборники:

1.

О.А.Девочкина «Пой вместе со мной»- М.Аркти 2002;

2.

Е.Железнова «Азбука-потешка» - М.Гном и Д,2001;

3.

Т.М.орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь» М.Просвещение , 19861987; 4. М.
Картушина «Вокально-хоровая работа в д/с» М.»Скрипторий 2003г;

4.

Хоровое сольфеджио Г.Струве – Издательство ЦСДК М. 2006;

5.

Ж.Л.Металлиди «Сочиняем и поём» М., СПб 1992г;

6.

М.А.Матвеев «Рюкзачок» Сов. Композитор, 1989г;

7.

Праздник каждый
Санктпетербург 2011г.

день

М

Картушина

и

М.Новоскольцева

Аудиоматериалы:

1.

С.Железнов, Е.Железнова «Весёлые уроки», - М.Весть-ТДА 1999 г.;

2.

Мастерская релаксации –СПб 2000 г.;

3.

Солнышко – М.Весть-ТДА, 2001 г.;

4.

П.И.Чайковский «Детский альбом» - М.Весть-ТДА 2005 г.;

5.

Хоровая студия «Островок»;

6.

Избранные классические произведения;

7.

«Хи-хи-хи да Ха-ха-ха» Выпуск 1 , Невская нота,Санкт-Петербург 2009 г.;

8.

Русская народная песня Невская нота, Санкт-Петербург 2009 г.;

9.

Лучшие песни для детей -Русский стандарт, 2002 г;

10.

Детские песни – Союзмультфильм. 2003 г.;

11.

Музыка о природе – ДМИ , ТВИК.

24

–


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».