Аннотация к рабочей программе воспитания на 2022/2023 учебный год
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является приложением к
основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного
образования (далее – ООП ДО) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детский сад № 370 (далее - МБДОУ). Программа
обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года.
В основу содержания Программы положены «духовно-нравственные ценности,
сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие,
справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к
исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством,
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены
усилия основных субъектов национальной жизни.
Программа предполагает интеграцию содержания взаимодополняющих направлений
развития и образования детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 7
лет), на основе таких ценностей, как «Семья», «Здоровье», «Родина», «Труд», «Природа».
Через эти ценности будут усваиваться детьми представления о взаимоотношениях в семье,
с другими людьми, с самим собой, уважение к труду истремление помогать взрослым и
сверстникам, понимание красоты природы и искусства, желание самому участвовать в
создании нового, умение взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях,
выражать свое отношение, прежде всего эмоциональноеко всему, что их окружает.
Реализация Программы воспитания основана на сетевомвзаимодействии с разными
субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Цель реализации Программы – формирование общей культуры личности, в том
числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового
образа жизни, физических качеств, самостоятельностии ответственности ребенка.
Задачи реализации Программы (для детей младшего дошкольного возраста):
1. развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
2. сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
3. развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с
разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в
том числе народного творчества;
4. содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
5. сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и
убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.),
стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от
участия в различных видах деятельности, в том числетворческой;
6. сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику
своей страны (флаг, герб, гимн).
Задачи реализации Программы (для детей старшего дошкольного возраста):
1. обогащать представления детей о многообразиикультурных норм и ценностей, принятых
2. поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и
сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
3. воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности,
формирование основ патриотизма;
4. углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им
в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;
5. сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к
природе и понимании самоценности природы;
6. развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись,
графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж,
натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому
языку, языкам других народов;
7. поощрять проявления морально-волевых качеств.
Процесс воспитания в МБДОУ основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
- позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства
происходят в процессе сотрудничества со взрослыми идругими детьми, направленного на
создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей).
Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью
социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает
активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых;
- партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в
отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной
работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники
МБДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать
ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные
формы сотрудничества с семьей как в содержательном,так и в организационном планах.
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание
детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ
дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченныйхарактер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей
– «Портрета выпускника ДОО» и «Портрета гражданина России». Основы личности
закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат
своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии
человека в будущем.